В рамках ежегодного конкурса «Проектный Олимп-2017» прошел вебинар: «Сертифицированные специалисты как результат, а не как выгода проекта. Формирование проектной культуры». Наталья Цуканова, консультант отдела проектного управления агентства стратегических разработок Архангельской области рассказала о опыте Архангельской области.
235 сотрудников правительства Архангельской области и специалистов органов местного самоуправления прошли дистанционный курс в Учебном Центре ГК «Проектная ПРАКТИКА» и успешно сдали сертификационные испытания. Но на самом деле, это статья не о цифрах, это удачная практика построения проектной культуры.
Внедрение проектного управления в Архангельской области мы, Агентство стратегических разработок Архангельской области, начали в июле 2016 года с целью добиться следующих результатов:
-
Каждое мероприятие, проект, программа или портфель должны являться результатом структурной декомпозиции приоритетов стратегического развития;
-
Отсутствуют дублирующие задачи, поручения, процессы;
-
Цели органов власти согласованы;
-
Стратегические задачи и бюджетное планирование интегрированы;
-
Обеспечены эффективное межведомственное взаимодействие и командная работа;
-
Есть осознанная деятельность, направленная на достижение целей;
-
Налажена Внутренняя мотивация служащих и сотрудников;
-
Есть заинтересованность служащих и сотрудников в профессиональном развитии.
С самого начала само внедрение управления проектами было организовано, как проект:
-
Была сформирована и утверждена решением проектного комитета Архангельской области проектная заявка (протокол №1 от 10 июня 2016 года).
-
В июле Губернатором был подписан Указ № 80-у «Об утверждении положения о системе управления проектной деятельностью в исполнительных органах государственной власти Архангельской области».
-
Был утвержден Паспорт проекта.
В настоящее время проект находится в стадии реализации.
Когда мы формировали концепцию проекта внедрения проектного управления, в качестве первоочередной задачи мы рассматривали не развертывание информационной системы, не написание томов нормативной документации, а изменение мышления государственных служащих, изменение привычных механизмов работы.
Для этого мы должны были научить сотрудников государственных органов ставить перед собой цели, которые будут представлять собой своеобразные точки роста, и последовательно добиваться их выполнения.
Хорошим стимулом стало для нас участие в конкурсе «Проектный Олимп» – в процессе подготовки и асессмента мы поняли, что движемся в правильном направлении. Мы даже несколько для себя скорректировали классическую схему управления проектами, поставив на первое место формирование проектной среды, формирование проектной культуры и получение опыта реализации проектов (см. рисунок 1).
В своей работе мы столкнулись с такими же проблемами, что и другие регионы, внедряющие проектное управление. Сначала проектное управление воспринималось сотрудниками не как технология, а как дополнительная работа. Мы должны были объяснить людям, что необходимо цели, задачи и результаты своей деятельности формулировать по-новому.
С этой целью в конце октября 2016 года мы запустили обучение государственных служащих проектному управлению: стали проводить выездные сессии с целью продвижения методологии, идеологии и терминологии управления проектами в различных органах государственной власти.
С декабря по февраль 2016 года мы объехали все двадцать шесть муниципальных образований области, где объясняли, что мы собираемся делать. В результате мы провели разъяснительную работу для более чем 170 госслужащих (см. рисунок 2).
В рамках проекта по внедрению проектного управления мы открыли на базе Архангельского областного института открытого образования региональный сертификационный центр, и с апреля 2017 года запустили масштабное обучение и сертификацию на базовый уровень ПМ СТАНДАРТ для сотрудников государственных и муниципальных органов. Изначально у нас были некоторые сомнения в том, что касается эффекта от будущего обучения и сертификации. Мы боялись зря потратить деньги и не понимали, как в ходе обучения будет учитываться региональная специфика.
1 июля 2017 года состоялась последняя сертификационная сессия, и ее результаты сегодня позволяют нам с уверенностью заявлять, что обучение и сертификацию для сотрудников госорганов проводить необходимо.
Во-первых, мы прошли обучение при помощи дистанционного курса подготовки, и этот формат оказался очень удобным. Очень трудно собрать сотрудников в одном месте в одно время – кто-то обязательно окажется в отпуске, в командировке или на совещании. Дистанционный формат гарантирует, что все сотрудники успеют пройти курс за отведенные на обучение 3 недели.
Кроме того, мы ввели практику еженедельных совещаний для всех участников обучения, в которых они с самого начала стали принимать активное участие. В результате из 255 человек, которые проходили обучение, 231 успешно прошли сертификацию (см. рисунок 3).
«Архангельская область подступилась, пожалуй, к самому сложному и, возможно, самому важному фактору успешности внедрения проектного управления: к задаче формирования проектной культуры.
Убедительных успехов достигла Белгородская область, много работает в этом направлении Приморский край, интересные шаги делают Ханты-Мансийская Автономная область и Республика Саха (Якутия).
Архангельская область продемонстрировала яркий пример успешного применения понятного инструмента – обучения госслужащих. Это непростой инструмент, особенно если говорить о массовом обучении в условиях экономии бюджета и территориальной распределённости слушателей. Вариант выбора дистанционного курса оправдан. Тот факт, что госслужащие, которые отказывались от повышения компетенций, после первых успехов коллег в проектной деятельности, попросили их включить в группы – это очень важный шаг к успеху. Это начало формирования проектной среды и культуры», —
Трубицын Юрий Юрьевич, советник руководителя Аналитического центра при Правительстве РФ
Нужно сказать, что само по себе количество сертифицированных специалистов мы рассматривали как результат, а не как выгоду проекта. Главной выгодой мы считали совершенствование компетентности персонала. То, что эта выгода оказалась в конечном счете реализована, для нас стало очевидно из качества получаемых проектных заявок. Люди поняли, что такое управление проектами, втянулись в работу. И сегодня мы видим, что они правильно начинают подготовку проекта, правильно собирают команду, правильно работают над целями и задачами.
«Коллеги, проводить обучение и сертификацию в области проектного управления служащих стоит!
Это очень трудоемкий процесс, требующий немалый запас времени и организаторских способностей. И в тот момент, когда все участники проектной деятельности начнут говорить и думать об одном и том же проектное управление начнет стремительно набирать обороты.
В настоящее время мы совместно с администрацией Губернатора Архангельской области занимаемся разработкой системы стимулирования и мотивации сотрудников, занятых в проектной деятельности. Поэтому, в ближайшем будущем знание базовых понятий проектного управления, а тем более, сертификат, будут иметь материальную ценность, в прямом смысле, для служащих, ведь они будут учитываться при формировании премий. Из наших 250 обучающихся более половины – это как раз те самые «с нуля», и дистанционный курс, который они прошли перед сертификацией, помог им освоить азы проектной деятельности. ПМ Стандарт мы рассматриваем как фундамент проектных компетенций участников проектной деятельности Правительства Архангельской области»,
Тюпышев Денис Исполняющий обязанности руководителя агентства стратегических разработок Архангельской области
То обучение, которое мы уже провели, было рассчитано на людей, осуществляющих фактическую реализацию проекта. Также мы провели обучение и сертификацию по стандарту PRINCE2 для руководителей региона – и таким образом включили в проектную деятельность верхний уровень управления. Кроме того, уже начала свою работу проектная школа правительства Архангельской области. Это практическое мероприятие, целью которого является отработка навыков формирования и разработки проектов. Для участия в этом выездном мероприятии будут на основе конкурсного отбора сформированы пять групп, которые должны будут разработать пять региональных проектов в соответствии с уже определенными нами областными приоритетами.