В настоящее время на территории Архангельской области, отметил Виктор Иконников, реализуется большое число мер государственной поддержки бизнеса. Отдельно стоит отметить новые возможности, которые открываются в связи с реализацией в нашей стране национальных проектов.
—И многое из того, что делается в рамках судостроительного кластера, логично встраивается в проекты, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, в нацпроект “Наука”, решение задач по наращиванию импортозамещения. Возможности, которые сегодня предлагают федеральный центр, правительство Архангельской области, необходимо правильно применить, и такая работа уже ведется. Нами поддержан целый ряд инициатив судостроительного кластера, и мы будем продолжать эту работу, – подчеркнул заместитель председателя регионального правительства.Напомним, что решение о создании судостроительного кластера было принято в 2012 году. В него вошли ведущие компании судостроительной отрасли региона, представители малого и среднего бизнеса, портовики, судоремонтники, образовательные и научные организации – в общей сложности порядка 40 организаций.Одной из главных задач, стоящих перед кластером на первом этапе, было проинформировать потенциальных заказчиков о возможностях объединения. С этой целью при поддержке правительства региона было обеспечено участие членов кластера в работе отраслевых площадок. Это подогрело интерес бизнеса к судостроительной отрасли Поморья. И если первый состоявшийся в Архангельске в 2018 году форум “Судостроение в Арктике” собрал порядка ста экспертов, то участие во втором, организованном в июне 2019-го, приняли более 300 делегатов.Как отметил директор ассоциации “Кластер судостроения и производства морской техники Архангельской области” Сергей Смирнов, развитие объединения осуществляется на принципах проектного управления. Для более эффективного взаимодействия с потенциальными заказчиками в рамках кластера сформированы команды по направлениям:морская техника и платформы (сегодня у кластера есть все шансы стать ключевым исполнителем заказов проекта “Каменномысское-море”); судоремонт (в задачи команды входит возрождение в Архангельске системы комплексного обслуживания судов, логистика, а также формирование грузовой базы); судостроение (предполагается сделать упор на строительство гражданских судов, максимально приспособленных для работы в условиях Архангельской области, и исследования для составления проекта соответствующего техзадания уже начались).
Создание конкурентоспособной продукции невозможно без инновационных разработок. С учетом этого в рамках кластера было инициировано создание современного научно-образовательного центра, базой которого должен стать Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова. Работа по созданию НОЦ будет вестись с использованием возможностей национального проекта “Наука”.Отличные перспективы для объединения открываются в связи с реализацией крупномасштабных проектов по освоению Арктики. Первый положительный опыт компаниями – участниками кластера – уже был получен при реализации проекта “Ямал-СПГ”.
—С 2020 года будет введено ограничение на использование дизельного топлива и мазута в Арктике, и потому сжиженный природный газ – это уже не завтрашний, а сегодняшний день. При поддержке центра кластерного развития уже в этом году мы планируем проведение комплексных исследований в области строительства в нашем регионе соответствующей инфраструктуры, а также исследований, связанных с переводом судов на природный газ, – рассказал Сергей Смирнов.В планах кластера также возрождение деревянного судостроения. Закладка первого такого судна – поморского коча – состоялась в июне этого года, строительство должно завершиться в 2021 году.