Управление проектами сегодня — это сервисно-ориентированный подход, который предоставляет структуру, методы и инструменты для концептуализации, планирования, внедрения и поставки проектов. Он используется почти во всех отраслях и секторах бизнеса для разработки и поставки различных продуктов. Сегодня обсуждается идея продвижения управления проектами как услуги (PMaaS), которая повышает эффективность управления проектами в организациях.
Управление проектами считается сервисно-ориентированным подходом. Оно предоставляет структуру, методы, инструменты, приемы и знания для концептуализации, планирования, внедрения и поставки проектов. Результатом усилий обычно является либо продукт, либо услуга.
Это довольно устоявшееся понимание, таким образом, управление проектами используется почти в каждой отрасли и секторе бизнеса для разработки и поставки всех видов продукции.
Это устоявшееся понимание роли и функции управления проектами в некоторой степени затормозило его эволюцию, хотя были разработаны и используются на практике новые подходы, такие как гибкое управление проектами, в целом эволюция была достаточно медленной.
Сегодня международное сообщество активно обсуждает идею продвижения управления проектами как услуги (PMaaS).
PMaaS рассматривается, как подход к повышению эффективности управления проектами в организации путем интеграции внутренних возможностей с экспертизой и технологическими решениями внешних поставщиков услуг для
- закупки, использования и управления ресурсами по требованию;
- мониторинга проекта в реальном времени;
- устранения неполадок по запросу и известных рисков на протяжении всего жизненного цикла проекта.
С ростом популярности облачных решений PMaaS обеспечивает основу для использования преимуществ внешней экспертизы.
Если говорить об управлении проектами, как услуге, то его также можно рассматривать как продукт (Shi, 2011). Очевидный вопрос, который приходит на ум, заключается в том, что это значит? И как рассматривать или концептуализировать управление проектами, как продукт? Каковы характеристики и функции продукта? Как реализовать эту концепцию на практике?
Для ясности можно определить управление проектами как подход, который на постоянной воплощает обновления, итеративные разработки, переосмысления и устаревание функций для того, чтобы продукт (т. е. дисциплина PM) соответствовал требованиям времени.
PMaaP — это другой подход по сравнению с PMaaS.
PMaaP придерживается точки зрения, что дисциплина — это продукт, который нуждается в улучшениях, чтобы выжить на рынке, тогда как PMaaS — это предложение услуг по запросу с использованием новейших технологий и доступных знаний. Однако у этих подходов есть одна общая черта: не так много знаний об открытии возможностей для дальнейшего изучения и развития.
Децентрализованный рост
Одной из ключевых характеристик точки зрения на управление проектами, как на продукт, является то, что оно позволит пользователям участвовать в разработке новых знаний и улучшении функций продукта (т. е. дисциплины управления проектами).
Пользователи могут разрабатывать новые процессы, инструменты, методы и фреймворки и проверять свои идеи, чтобы увидеть, работают ли они.
Переосмысление за пределами границ
Еще одной характеристикой подхода PMaaP является то, что он позволяет привить мышление переосмысления за пределами границ.
Это означает, что люди, которые используют управление проектами, но не связаны с управлением проектами профессионально, будут чувствовать себя уполномоченными вводить новшества, а не полагаться исключительно на людей со специализированными профессиональными знаниями. Это может показаться нелогичным, поскольку хотелось бы думать, что «каждый человек знает свое дело лучше всех». Но, учитывая тот факт, что управление проектами используется как в официальном, так и в неофициальном контексте, мышление переосмысления поможет сохранить продукт свежим и сделает более полезным для пользователей.
Эффект Кайдзен
Еще одной особенностью подхода PMaaP является то, что он прививает постоянное чувство внесения улучшений в продукт.
Другими словами, это означает принятие подхода Kaizen для улучшения управления продуктом. Таким образом, эффект Kaizen, по-видимому, играет полезную роль в использовании подхода PMaaP.
В переводе с японского слово «кайдзен» означает «изменение». Кайдзен — это философия, суть которой состоит в постоянном совершенствовании бизнес-процессов. Это не отдельная методика, а набор техник, методик и идей, следующих философии непрерывного улучшения.
5 наиболее часто встречающихся принципов кайдзен:
- Кайдзен начинается с самодисциплины. Сотрудники должны самостоятельно планировать своё время на работе, контролировать её качество и соблюдать сроки.
- Моральный дух в компании важен. Задача работодателя — мотивировать сотрудников работать на результат. В этом помогают премии и достойные рабочие условия. Это позволяет сохранить хороший моральный настрой, который нужен для работы.
- Важна работа в команде. Основа этой философии в том, что все трудятся ради общего дела. Поэтому в современной интерпретации кайдзен поощряется создание брейншторм-групп, взаимообучение и курсы повышения квалификации.
- Непрерывность изменений. Последователи кайдзен выступают за изменения в компании. Текучка кадров допустима, главное— чтобы новые сотрудники разделяли философию кайдзен. Многие компании отказываются от формальных регламентов, если те замедляют работу и не помогают решать задачи.
- Открытость. В кайдзен не приветствуют кулуарные договорённости. Все рабочие вопросы принято обсуждать публично. Это помогает решать проблемы быстрее и эффективнее.
Кросс-функциональное слияние
Еще одной характеристикой продвижения PMaaP является то, что оно создаст возможности для улучшенного кросс-функционального слияния знаний для улучшения продукта.
PMaaP позволит людям видеть вещи по-другому и, как мы надеемся, внесет вклад в эволюцию продукта (т. е. дисциплины управления проектами).
Технологические знания усиливают эксплуатацию
С ростом интереса к таким технологиям, как ИИ, машинное обучение и обработка естественного языка и их приложений (например, ChatGPT), люди принимают эти технологии для своей повседневной личной и профессиональной деятельности.
Это дает возможность использовать технологические навыки и знания, которые есть у людей (по умолчанию), для внедрения улучшений в продукт.