В рамках работы XV Международного инвестиционного форума «Сочи-2016» с корреспондентом ИА REGNUM побеседовала Руководитель рабочей группы по модернизации моногородов при Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции, заместитель Председателя Внешэкономбанка Ирина Макиева.
Когда Фонд развития моногородов начинал свою работу, все было понятно — есть Фонд, есть моногорода. Моногорода привлекают инвесторов, инвесторы формулируют задачи, требующие поддержки фонда, ФРМ оценивает проекты и сопоставляет их значимость и прибыльность с затратами на поддержку инфраструктуры в моногородах, и оказывает поддержку. Сейчас проблемами моногородов занимаются ВЭБ, Корпорация развития МСП, АСИ, «Сколково» и даже КБ «Стрелка». Задачи для моногородов расширяются — обучение команд, благоустройство городской среды, расширение возможностей досуга молодежи. Нет ощущения, что «у семи нянек дитя окажется без глазу»?
Так как приоритет «Моногорода» вошел в число 11 направлений стратегического развития Российской Федерации до 2018 года и на период до 2025 года, его основной задачей как раз и является концентрацией всех ресурсов, имеющихся у государства. Для координации по приоритету сформирована и одобрена организационная структуры данной программы.
Ее куратором (в терминах проектного управления) является первый заместитель председателя Правительства Российской Федерации Игорь Иванович Шувалов. Функциональным заказчиком является министр экономического развития Российской Федерации Алексей Валентинович Улюкаев. Проектный подход, выстроенная система управления программой позволит избежать ситуации, указанной Вами. Более того, основная задача — это концентрация ресурсов всех участников программы.
В июне на XV съезде «Единой России» председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев говорил о необходимости разработки новых стратегических проектов, по принципу успешных нацпроектов «нулевых» годов. Среди приоритетов: международная кооперация и поддержка экспорта, создание высокопроизводительных рабочих мест, поддержка малого бизнеса и индивидуальной предпринимательской инициативы, решение проблем с дорогами и поддержка моногородов.
Можем ли мы ожидать разработки отдельного Национального проекта или Федеральной целевой программы по развитию моногородов?
Как я уже отмечала, моногорода отнесены к основным направлениям стратегического развития Российской Федерации до 2018 года и на период до 2025 года. В рамках указанного направления планируется реализация приоритетной программа «Комплексное развитие моногородов».
Чем отличается функция Фонда развития моногородов от программы «Комплексное развитие моногородов»?
Программа включает в себя проекты и мероприятия, которые связаны не только с деятельностью Фонда. Работа по программе будет синхронизирована практически со всеми федеральными органами власти, региональными органами власти, банками с госучастием, образовательными учреждениями. Она как раз и направлена на то, чтобы собрать в единый пул все меры поддержки. Мы хотим по каждому городу подготовить некий набор мер, создать комплексную программу развития. И «нанизать» все возможные меры поддержки, которые существуют, на эту территорию. Именно этот подход мы планируем запустить в ближайшее время.
Мы собрали меры поддержки моногородов. Но есть проблема — не все моногорода в полной мере используют возможности этих мер поддержки.
Так почему же моногорода не пользуются этими мерами поддержки? Они не знают о них, путаются в документации? Или просто в них не верят?
Давайте разберем на примерах. Как я уже сказала, мы собрали меры поддержки моногородов, это и субсидирование процентных ставок по кредитам, и возмещение затрат, и даже нефинансовые меры. За каждым инструментом поддержки стоит свой ответственный. Допустим, в каком-то моногороде управляющая кампания взяла кредит на строительство объекта инфраструктуры индустриального парка. В этом случае для возмещения затрат (субсидирования процентной ставки) ей необходимо обратиться в Минпромторг России. Если управляющая компания не обратилась в Минпромторг России, это приведет к удорожанию услуг для будущих резидентов парка. Или, другой пример. Поддержка малого и среднего предпринимательства по линии Минэкономразвития России. Вы знаете, у нас есть города, которые не получают этот вид субсидий по линии поддержки МСП? Часто бывает так, что-либо не запрашивают, либо не верят в свои силы, полагая, что кто-то другой, более сильный, сможет получить все эти виды поддержки.
Наша задача заключается в том, чтоб им рассказать, где есть ресурсы и поддержка, научить подавать заявки. Например, на некоторые субсидии должен заявиться мэр. На другую часть субсидий может заявиться только регион, а мэр не имеет права. Для третьего вида субсидий ни мэр, ни региональная власть не являются участниками процесса, там должен заявиться только инвестор. Все эти меры поддержки находятся в разделах госпрограмм. На заседании президиума Совета по стратегическому развитию, которое проводил председатель Правительства РФ 19 сентября, где была поддержана наша программа, именно Дмитрий Анатольевич Медведев говорил о том, что необходимо синхронизировать все меры поддержки, при этом все участники процесса, у которых есть ресурс, должны собрать их для комплексного решения задачи.
Меры поддержки моногородов были собраны в рамках выполнения поручения первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Игоря Ивановича Шувалова. В апреле Минэкономразвития России свело все меры в единый перечень. На тот момент их получилось 95. Этот перечень является открытым документом. Стоит отметить, что не все меры в него вошли. Мы продолжаем работу по его наполнению и сейчас. В настоящее время в нем уже 106 мер финансовой и нефинансовой поддержки моногородов и предпринимателей, ведущих деятельность на их территории.
К финансовым мерам, которые адресно нацелены именно на моногорода, в первую очередь относятся: возможность присвоения моногороду статуса территории опережающего социально-экономического развития, поддержка Фонда развития моногородов, который софинансирует расходы субъектов и муниципалитетов на строительство или реконструкцию инфраструктуры, необходимой для реализации инвестиционных проектов, выдает льготные займы (5% годовых на срок до 8 лет), формирует и организует обучение команд, управляющих проектами развития моногородов. Кроме того, целевые средства на софинансирование муниципальных программ поддержки МСП выделяются по линии Минэкономразвития России, что предусмотрено, в том числе, и Стратегией развития МСП до 2030 года. Надеемся, что в скором времени данная практика будет распространена на подавляющее большинство государственных программ и в них будут выделены полноценно адресные меры для поддержки моногородов.
К нефинансовым мерам в первую очередь относятся — внедрение успешных практик АСИ, поддержка линейных менеджеров проектного офиса Фонда развития моногородов.
Корпорация МСП осуществляет свою деятельность в качестве института развития в целях координации оказания субъектам малого и среднего предпринимательства поддержки. Предоставляет три типа гарантийных продуктов, ориентированных на обеспечение исполнения субъектами малого и среднего предпринимательства кредитных обязательств по договорам банковского кредитования (прямые и синдицированные гарантии) и исполнения региональными гарантийными организациями обязательств по договорам поручительств (контргарантии). Гарантийные продукты предоставляются в рамках соглашений, заключенных корпорацией с банками и региональными гарантийными организациями, и направлены на повышение доступности банковского кредитования для субъектов МСП в условиях недостаточности залогового обеспечения и обеспечения в виде поручительств региональных гарантийных организаций. Задача Корпорации — развитие малого и среднего предпринимательства в целом в стране.
А Фонд развития моногородов создавался как институт развития территорий с определенными особенностями. Это так называемые критерии монопрофильности, определенные постановлением Правительства Российской Федерации. В рамках своей деятельности ФРМ участвует в реализации инвестиционных проектов путем выдачи займов (от 100 млн. до 1 млрд рублей на срок до 8 лет под 5% годовых) или участия в капитале. Это адресные инвестиции в проекты, реализуемые на территории моногородов и использующие их инфраструктуру, создаваемую при участии Фонда. Фонд и Корпорация активно сотрудничают по вопросам развития малого и среднего бизнеса в моногородах. В рамках этого сотрудничества несколько дней назад в Сколково, на защите проектов развития моногородов, главой Корпорации Александром Браверманом был анонсирован специальный продукт для тех бизнесменов, которые ведут свою деятельность в моногородах. Кроме того, ФРМ и Корпорация планируют активно взаимодействовать в рамках реализации образовательных программ для субъектов МСП или начинающих предпринимателей, а также в рамках популяризации предпринимательства.
Что такое «бизнес-навигатор» МСП, который пока работает для городов с населением более 250 тысяч? Вы отметили в Карелии, что необходимо запустить подобные навигаторы на субъектовом уровне. Какие региональные структуры, по Вашему мнению, должны стать исполнителями этой задачи?
Бизнес-навигатор — это созданный Корпорацией МСП бесплатный ресурс. Интернет-портал для предпринимателей, которые хотят открыть или расширить свой бизнес. С его помощью можно выбрать вид бизнеса в привязке к конкретному месту в городе, с учетом объемов спроса и конкуренции, составить примерный бизнес-план, оценить сумму инвестиций, подобрать помещение в аренду или в собственность, изучить аналитические материалы.
Думаю, что другим моногородам с численностью населения менее 250 тысяч надо взять указанную практику на вооружение и реализовать ее у себя. А реализовывать данный проект в субъектах могут региональные институты развития во взаимодействии с властями всех уровней.
По направлению «Моногорода» необходимо создать 230 тысяч рабочих мест в моногородах до конца 2018 года. За счет чего? Не планируется ли снижение планки «5 миллионов инвестиций, 20 рабочих мест» (для резидентов ТОР), что позволило бы существенно расширить возможности для создания новых предприятия?
Создание 230 тысяч рабочих мест — это задача всего приоритетного проекта по комплексному развитию моногородов, участниками которого являются федеральные министерства, ведомства, институты развития, а также Фонд развития моногородов. Программа носит территориальный, а не отраслевой характер. Более того, она может интегрировать в себя работу и по другим приоритетам, таким как «Городская среда» и «ЖКХ», «Безопасные и качественные дороги», «Малый бизнес». При этом Фонд действует в рамках определенного мандата, который зафиксирован Постановлением Правительства о выделении Фонду субсидии.
Теперь по ТОРам. Анализ Реестра субъектов МСП, который ведет Федеральная налоговая служба, показал, что 95% субъектов МСП это микропредприятия. Аналогичная ситуация и с предпринимательством в моногородах. В то же время мы считаем, что именно МСП, включая и микробизнес, могут стать драйвером роста монотерриторий. Поэтому вопрос об изменении требований к инвестиционным проектам в моногородах в части уменьшения пороговых значений для резидентов ТОР является насущным. На форуме в Сочи в ходе заседания президиума Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам Рустэм Хамитов уже предложил снизить пороги минимального объема капитальных вложений резидента ТОР с 5 до 2,5 млн. рублей, а количество новых постоянных рабочих мест, созданных в рамках инвестиционного проекта, с 20 до 10 человек, чтобы микробизнес мог стать резидентом ТОР в монопрофильных образованиях. Эти меры, безусловно, помогут «вдохнуть новую жизнь» в моногорода.
Как работает институт линейных менеджеров? Среди задач, обозначенных на конкурсе по отбору линейных менеджеров заявлялась в основном работа по сопровождению уже существующих проектов. Входит ли в функции линейных менеджеров непосредственное привлечение инвесторов на территории?
Линейный менеджер — это сотрудник Фонда, в задачи которого входит оказание поддержки местным и региональным властям в разработке и, самое главное, в реализации программы развития моногорода. Причем, поддержка может быть самой разной: от предложения концептуальных или точечных решений, до, в некоторых случаях, непосредственной инициации разработки такой программы. Это зависит от уровня готовности к изменениям самих органов власти.
В его же задачи входит и помощь в привлечении средств государственных программ и программ институтов развития для реализации проектов в моногородах. В рамках открытого отбора мы и искали таких активных, неравнодушных людей, способных, с одной стороны, «зажечь» и замотивировать местные власти и сообщества к изменениям, а с другой, имеющих соответствующий опыт по работе и реализации государственных программ, получению мер поддержки. В их же задачи входит и работа с потенциальными инвесторами по продвижению инвестиционных возможностей моногородов. А в том, что моногорода — это территории возможностей, мы не сомневаемся.
Но важно понимать, что линейные менеджеры не должны работать за мэров и за их команды. Наша задача — научить их работать, рассказать, как можно сделать это быстрее, но работать за территории, мне кажется, это не наша функция. Все города находятся в равных условиях. Линейный менеджер не несет ответственности за привлечение инвестора. Потому что сидя в Москве привлечь инвестора на территорию невозможно. Да, линейный менеджер поедет в регион, в город, он расскажет о лучших практиках, расскажет, как это делают другие территории. Но и сама команда мэра должна быть очень активной. Мы — помощники. Мы не работаем за других. Мы можем помочь, но не работать за территорию. Это наш основной посыл.
На совещании в Петрозаводске были озвучены 5 задач в сфере МСП до 2030 года: в 2,5 раза увеличить оборот малых и средних предприятий в моногородах; увеличить долю обрабатываемой продукции до 20%; увеличить долю занятого в секторе МСП населения до 35%; увеличить долю малых и средних предприятий в 2 раза; увеличить производительность труда в 2 раза. Эти задачи относятся только к моногородам, которые получили или получат поддержку ФРМ?
Это задачи, определенные в Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации до 2030 года. Она не делает каких-либо исключений для отдельных регионов кроме того, что для целей поддержки развития МСП в моногорода должны будут направляться не менее 10% средств государственной программы. Это общая задача. Помощь ФРМ — это еще один дополнительный инструмент достижения этих целей.
До конца 2016 года более 290 команд моногородов должны начать свое обучение. В какие сроки и на каких площадках?
Сейчас проходит конкурс по выбору образовательной организации для реализации программ обучения. И мы рассчитываем, что уже в первой декаде ноября команды 292 моногородов «сядут за парту». Обучение будет проходить «волнами» в течение 2017 года. Запрашивая кандидатуры в состав команд, мы интересовались и предпочтениями регионов по месту проведения обучения. Ведь фонд финансирует только непосредственно обучение — логистика остается на стороне команд. Поэтому некоторые регионы предлагают центры своих федеральных округов. Мы рассматриваем возможность организации обучения в центрах Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Безусловным будет требование о сохранении качественного уровня преподавания и подготовки команд, включая проектную работу. Ведь команды не просто учатся — результатом их учебы является программа развития моногорода, которую они защищают перед высоким жюри.
Но это не самое главное. Главное — это те преобразования, которые эти команды реализуют в своих родных городах. Это позволит сделать жизнь лучше.
Подробности: https://regnum.ru/news/economy/2193331.html