2016. Самый важный год для проектного управления в России

2016 год стал самым важным годом для проектного управления в России. В этом году на правительственном уровне начала формироваться реальная проектно-ориентированная структура внедрения системы проектного управления в органах власти. Учитывая то, какую роль играет государственный сектор в нашей стране, это реально повлияет на жизнь каждого из нас, и хотелось бы, чтобы повлияло в лучшую сторону.

Жизнь не стоит на месте, и то, что позволяло добиваться успеха раньше, сегодня кажется нам архаичным, смешным, неконкурентоспособным. В качестве примера можно сравнить время питстопа на разных этапах развития автоспорта:

  • в 1950-м году питстоп занимал 55 секунд,
  • в 2009 – 4 секунды,
  • в 2013 – 2 секунды.

Такого потрясающего ускорения удалось добиться за счет совершенствования процессов и совершенствования их выполнения. Управление проектами – это также технология, которая строится на процессах. То, как мы сейчас управляем проектами, в том числе в госсекторе, очень похоже на выполнение пит-стопа в 1590-м году, и необходимость совершенствования проектного управления в госсекторе совершенно очевидна.

С чего все начиналось

Условной стартовой точкой внедрения проектного управления в российских органах власти можно назвать 2005 год, когда были запущены приоритетные национальные проекты. Это, конечно же, не были проекты в классическом понимании этого слова, но их запуск сделал самое главное – в органах власти стали привыкать к словосочетанию «управление проектами», появились первые зачатки применения проектного управления.

slide2_yy

Важным шагом на пути внедрения проектного управления стало принятие российских ГОСТов по управлению проектами, программами и портфелями. Эти небольшие по объему документы не были однозначно положительно восприняты профессиональным сообществом, но важность их публикации, тем не менее, нельзя переоценить. Существование российских ГОСТов сделало возможным то, что проектное управление стало восприниматься во властных структурах как реальный инструмент, работающий в российских условиях.

Сегодня мы подошли к моменту, который может стать переломным в деле внедрения проектного управления в России, и ниже я попытаюсь привести доказательства в подтверждение своей идеи.

Совет при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам

В 2016 году был создан Совет при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Это говорит о том, что в стране на самом верхнем уровне власти начинаются преобразования – проектное управление будет внедряться.

Этот процесс преследует 2 основные цели:

  1. В условиях объективного кризиса и сокращения ресурсов к 2018 году получить набор полезных результатов, очевидных для граждан и для бизнеса: своего рода приоритетные национальные проекты по 11 основным направлениям;
  2. Апробировать на относительно небольшом фрагменте управленческие технологии и новации, которые после выборов 2018 года с большим уровнем легитимности можно будет использовать для масштабной перестройки государственного аппарата и государственного управления.

Ниже представлена предлагаемая к внедрению организационная модель.

slide_yy

Создание федерального проектного офиса свидетельствует о серьезности намерений власти, поскольку это будет орган, который будет нести реальную ответственность за внедрение проектного управления.

Офис включает:

  • Департамент проектной деятельности в Аппарате Правительства под руководством А.А. Слепнева, заместителя Руководителя Аппарата Правительства и ответственного секретаря президиума
  • Совет при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам,
  • Центр проектных компетенций при РАНХиГСе.

По 11 приоритетным направлениям будет сформирована классическая проектная структура, включающая:

  • проектные комитеты на уровне правительственных комиссий или подкомиссий правительственных комиссий,
  • кураторов уровня вице-премьеров,
  • заказчиков проектов,
  • руководителей проектов,
  • проектные офисы уровня проектов как отдельные структуры.

Общая продуманность и фундаментальность вышеописанной структуры говорит о серьезности подхода к внедрению проектного управления в органах власти.

Проектная деятельность на уровне Правительства РФ

15 октября 2016 года было принято Положение об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации, в котором впервые порядок внедрения проектного управления был закреплен на уровне нормативно-правового акта.

В настоящее время в Федеральном проектном офисе идет формирование паспортов проектов. При этом разработчики документов столкнулись со сложностями и проблемами двух типов:

  • формулирование целей и результатов проектов
  • формулирование и согласование новых ролей, зон ответственности, полномочий, новых правил взаимодействия, оценки, мотивации.

В 2016 году в Правительстве был разработан план мероприятий по внедрению проектного управления – сбалансированный и системный, что позволяет надеяться на хорошие результаты.

Проектный Олимп

Еще одно доказательство моего утверждения о том, что 2016 год может стать переломным в деле внедрения проектного управления в российских органах власти – успех конкурса Проектный Олимп.

Конкурс был запущен по инициативе Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, проходит по трем базовым номинациям: система управления проектной деятельностью, система управления комплексным проектом и организация и деятельность проектных офисов. В этом году, на волне интереса к технологиям Agile, к ним добавилась новая номинация – гибкие подходы к управлению государственными проектами.

Всего в 2016 году на конкурс поступило 177 заявок и 126 отчетов, причем подавляющее большинство – из регионов, где потребность в эффективных инструментах управления проектами гораздо больше в силу насущности решаемых проблем и ограниченности ресурсов. С каждым годом количество принимающих участие в конкурсе регионов растет, улучшается качество отчетов. А это означает, что внедряемые сверху инициативы не «зависают», а применяются на практике.

slide3_yy

Итоги. Риски. Надежды.

Существует, однако, риск того, что инициатива по внедрению проектного управления будет переварена бюрократическим аппаратом и не принесет предполагаемых выгод. Так получилось, например, в случае реализации госпрограмм, когда управление программами на деле превратилось в вариант бюджетирования.

Сегодня в 100% случаев мы сталкиваемся при внедрении проектного управления в органах власти с серьезными трудностями и противодействием. В тех же организациях, где проектное управление все-таки внедряется, в подавляющем большинстве случаев успех дела определяется личностью руководителя. Если этот руководитель уходит, происходит стремительная деградация всей системы.

Подобное бывает и в коммерческих структурах, но в государственных органах такое явление – почти тотальное правило. Единственное известное мне исключение – Белгородская область, где, несмотря на уход руководителя, построенная им система продолжает эффективно работать. Именно поэтому коллеги из Белгородской области в настоящее время активно привлекаются к обмену опытом в рамках функционирования федерального проектного офиса.

Тем не менее, несмотря на вышеописанные проблемы, явная заинтересованность, проявляемая представителями как высших эшелонов власти, так и региональных органов, позволяет сегодня надеяться на то, что 2016 год станет решающим в деле внедрения проектного управления в российских органах власти, и в конечном итоге передовые управленческие технологии сделают лучше жизнь всех граждан России.

Ю.Ю. Трубицын

Управляющий партнер ГК “Проектная ПРАКТИКА”

Вице-президент Ассоциации управления проектами “СОВНЕТ”

Написать ответ

Войти с помощью: