Управление сроками проекта: учимся на чужих ошибках. Часть 1: Сознательный обман

Календарное планирование – очень важная часть проектного менеджмента. Специалисты ГК «Проектная ПРАКТИКА» уже в течение 20 лет внедряют системы календарного планирования, обучают принципам календарного планирования, работают как планировщики и администраторы проектов в компаниях-заказчиках – каждый день обеспечивают процессы календарного планирования и контроля.

Каждый день они сталкиваются с проблемами: в лице заказчиков, которые отказываются поддерживать эти процессы или требуют невозможного, в лице менеджеров проектов, чье видение относительно того, как должны строиться календарные планы, не соотносится с тем бизнес-процессом, который есть в проектном офисе, и с действиями его собственного планировщика.

Данная статья основывается на нашем многолетнем опыте и описывает основные ошибки, которые менеджеры проектов допускают, выполняя календарное планирование. Мы надеемся, что эта информация окажется полезной для наших читателей, работающих в области проектного менеджмента.

Ошибка №1. Сознательный обман

Качество календарного планирования на сегодняшний день в мировом бизнесе очень низкое. Сроки проектов срываются, при этом срыв сроков проектов часто исчисляется годами. Здесь в качестве примеров можно привести такие одиозные проекты, как строительство стадиона Зенит Арена, Сиднейской оперы, олимпийского стадиона в Ванкувере и многие другие. На всех этих проектах многократно срывались сроки и перерасход средств в конечном итоге составил сотни процентов от первоначальной стоимости. Почему это происходит? Если вы спросите руководителей проектов, они ответят, что виноваты заказчики, требующие нереальных сроков, или что его подвели подрядчики. Они будут ссылаться на классический треугольник ограничений «время-деньги-качество», и заявлять, что для соблюдения сроков проекта необходимо, чтобы все участники проекта под него подстраивались.

…Недооценка расходов и перерасход средств нельзя объяснить ошибкой, и наиболее правдоподобным объяснением представляется стратегическое искажение данных, а именно – обман с целью получения одобрения для запуска проектов. Недооценка …не уменьшилась за последние 70 лет.

Результаты исследования Ольборгского университета (Дания)

Рассматривались: 258 проектов,

общий бюджет 90 млрд. долларов

20 стран, 5 континентов

Сотрудники Ольборгского университета в Дании исследовали 258 проектов с совокупным бюджетом в 90 миллиардов долларов, реализованные за последние 70 лет, и пришли к шокирующему выводу: недооценка расходов, перерасход средств и срыв сроков крупных проектов нельзя объяснить ошибками планировщиков. Исследователи пришли к выводу, что провал подавляющего большинства проектов объясняется банальным обманом: со стороны подрядчиков, которые хотят войти в проект и обещают совершенно нереальные сроки; со стороны экспертов, которые боятся исключения из экспертной группы; со стороны правительств, которые хотят заработать на том или ином проекте политические дивиденды. Самое печальное, что, по оценкам Ольборгского университета, за последние 70 лет ничего не изменилось: мы продолжаем ошибаться ровно на столько же, как и раньше, несмотря на появление новых теоретических подходов и практических инструментов. Менеджеры, озвучивая срок реализации того или иного проекта, сознательно занижают его, потому что боятся упустить проект. При этом сроки проектов обыкновенно занижаются не на 10-20 %, что вполне допустимо в управлении проектами, а в разы! От подрядчика требуется большое мужество, чтобы сказать заказчику честные цифры.

Автор:

Михаил Дубовик, 

Управляющий партнер, Директор Учебно-консультационного Центра, Сертифицированный специалист по управлению проектами (категория D в системе сертификации IPMA), Сертифицированный профессионал в области управления проектами PMP (PMI).

Статья подготовлена по материалам семинара “Управление сроками проекта: учимся на чужих ошибках” 14.12.2016

Написать ответ

Войти с помощью: