Часть статьи из официального издания Вестника Атомэнергомаш:
Как осуществлять эффективное управление большим количеством проектов, сроками и стоимостью их реализации?
С помощью единого подхода к оценке и развитию компетенций участвующих в проекте сотрудников. В этом, несомненно, поможет проектное управление.
Пионеры движения
Первопроходцем проектного управления в Атомэнергомаше считается ОКБМ Африкантов. Именно поэтому в нашем материале мы такое большое внимание решили уделить ценному опыту нижегородских коллег в этой сфере.
Проектный подход на предприятии начал применяться еще в первые годы его деятельности. Любой контракт в ОКБМ – это проект, а значит, есть руководитель проекта и проектная команда. В начале 2000-х годов руководством было принято решение сделать процесс более формализованным, стали появляться нормативные документы. В этот же период шло сотрудничество с американцами, которые выставляли определенные требования к оформлению проектных документов. Постепенно ОКБМ пришло к тому, что нужно развивать все направления проектного управления.
Ближе к 2017 году стало понятно, что в области проектного управления не хватает некоторой системности. В ОКБМ был запущен организационный проект, связанный с оптимизацией отдельных процессов в проектном управлении и доведением их и всей системы проектного управления до уровня требований международных стандартов. В организации сейчас три основные точки приложения усилий: персонал, нормативная база и информационные системы.
Информационная система в области проектного управления – это постоянно развивающийся организм, поскольку сотрудники организации на регулярной основе предлагают, какие процессы можно было бы оптимизировать, что можно было бы в нормативной базе изменить в лучшую сторону. Ценность системы состоит и в том, что существует ее плотная информационная связь с системой управления документооборотом, системой управления производством, системой финансового планирования, регламентированного учета и отчетности. То есть она вплетена в единое информационное пространство организации. Активно ведется работа над ее интеграцией в единое пространство дивизиона.
Плюсы проектно-ориентированного подхода
Одной из стратегических задач как Атомэнергомаша, так и всего Росатома является выход на международный рынок и укрепление своих позиций на нем. Необходимо соответствовать условиям этого рынка.
Сертифицированные профессионалы – лидеры в сфере проектного менеджмента, способные профессионально управлять проектами для достижения поставленных целей и нести ответственность за действия участников проекта и его результат. Обучение стандарту не дает каких-то особых знаний – оно скорее вносит системность в восприятие проектного управления. При сертификации происходит независимая оценка того, насколько реальные навыки специалиста соответствуют международным требованиям. Сертификация позволяет официально подтвердить компетентность сотрудника, создает дополнительную ценность, а также перспективы для его карьерного роста.
Для компании сертификация также является несомненным плюсом. Если она сертифицирована на определенный уровень по международным требованиям, например модели IPMA Delta, то заказчик будет понимать, что сможет разговаривать с ней на одном языке уже на предконтактной стадии. Будет проще заключить договор, ведь заказчик изначально будет настроен на сотрудничество с организацией, которая применяет проектно-ориентированный подход.
Каждому по сертификату
В области проектного управления существует много стандартов. Есть два ключевых – американский PMI и европейский IPMA. Какой же стандарт выбрать для применения и сертификации? После проведенного анализа выбор пал на IPMA. Во-первых, у него есть российская локализация – СОВНЕТ, ассоциация, которая является национальным российским членом Международной ассоциации управления проектами – IPMA. Во-вторых, этот стандарт более универсальный. Он не только оценивает компетенции работников, но и позволяет оценить уровень зрелости компании в целом.
Как сертифицируют сотрудников? Для начала нужно пройти обучение, которое длится пять дней. Затем экзамены, которые в зависимости от уровня, на который сертифицируется сотрудник, занимают от одного до трех дней. Но нужно понимать, что за пять дней проектному управлению не обучиться, поэтому люди, которые планируют получить сертификат, начинают готовиться к этому заранее.
Экзамен принимают сертифицированные асессоры СОВНЕТ. По его результатам человек получает два документа – о том, что он успешно прошел обучение, и международный сертификат на двух языках с указанием уровня, на который он сертифицирован. Сертификат действует пять лет.
Говоря языком стандарта, уровень А – это профессионал, управляющий портфелем. Чаще всего применим к руководителю компании. Уровень В – это профессионал уровня управления программами, то есть несколькими проектами, объединенными одной целью. Уровень С – это непосредственно руководитель проекта, его голова. Уровень D – это специалист, который обладает обширными знаниями, но, как правило, имеет в какой-то области наибольшую компетенцию.