Учебный центр «Проектная ПРАКТИКА» идет в онлайн

Вот уже несколько месяцев мир живет в условиях эпидемии…
Простите, неверное начало 🙂
Вот уже несколько месяцев мир живет онлайн. Онлайн общение, онлайн управление, онлайн обучение…


Нам стало интересно, как может работать в таком формате учебный центр. Поэтому мы подготовили несколько вопросов и побеседовали (конечно, онлайн) с  Михаилом Дубовиком, управляющим партнером и исполнительным директором Учебно-консультационного центра «Проектная ПРАКТИКА».

ГК ПП: Первый вопрос. Михаил Федорович, с началом самоизоляции все ВУЗы, учебные заведения ДПО стремительно перевели очное обучение в онлайн формат. УКЦ «Проектная ПРАКТИКА» перешел в онлайн?

Когда я ежедневно слышу и вижу сообщения о массовом переводе процесса обучения на дистанционное и онлайн обучение,
я испытываю двойственные чувства. Особенно, когда между понятиями дистанционное обучение и онлайн обучение не делают различий.

Дело в том, что УКЦ «Проектная ПРАКТИКА» более 20 лет занимается обучением по проектному менеджменту. В нашем учебном центре давно существует два направления обучения. Дистанционное и очное. Мы намеренно четко разделили их, понимая, что это два различных формата. В них мы применяем разные способы подачи информации, различные инструменты вовлечения и техники контроля знаний. У каждого формата свои достоинства и недостатки.

Очное обучение – это активное вовлечение слушателей, групповая динамика и, самое главное, практическая работа в командах. Именно работа в группах над проектом дает максимальную полезность от очных тренингов.

Очное обучение — это вовлечение слушателей,
групповая динамика и, самое главное,
практическая работа в командах.

Проект – это всегда командная работа. Слушатели работают совместно, анализируют разные точки зрения, ведут переговоры с использованием различных техник. Они видят глаза, эмоции и поведение коллег, когда вырабатывают управленческие решения по проекту.

Дистанционное обучение – это гибкость и удобство. Обучение в любое время, в удобном графике. В любой момент слушатель может остановить курс, вернуться и прослушать учебный блок заново, обдумать тему, решить задание. Он может написать вопрос преподавателю и проанализировать ответ в подходящее для себя время.

Дистанционное обучение
– это гибкость и удобство

Мы давно и успешно используем преимущества каждого вида обучения. Мы удачно используем смешанное обучение. Например, вводные темы слушатель изучает дистанционно, а на очном обучении сразу включается в групповую практическую работу.  
И вдруг — самоизоляция. Вот тут и началось интересное.

ГК ПП: Что конкретно произошло?

Мы учим в онлайн формате не две недели и даже не два месяца.

Я первый раз провел такое обучение в 2007 году. После этого и я, и наши преподаватели неоднократно проводили обучение с использованием цифровых технологий дистанционной работы. Но максимальный опыт мы приобрели, конечно же, в нашем неспокойном 2020 году. И вот какие интересные мысли у нас появились.

Первое и главное: простой перенос очного обучения в онлайн формат – не самая лучшая идея. Сделать то же самое, только через Интернет не получится. Почему?

  1. «Говорящая голова» на мониторе и 10 черных квадратиков в Zoom с выключенными микрофонами работают не очень эффективно. Каким бы стойким не был слушатель, его мысли через 10-20 минут уплывают в сторону. Отвлекают члены семьи, домашние животные, шум. Не забудьте про холодильник.
  2. Разборы кейсов, которые бурно проходят очно в классе, гораздо более спокойно проходят в онлайн кабинете. Они должны быть другими.
  3. Количество вопросов, которые получает преподаватель при работе у экрана, значительно меньше, чем в аудитории. Требуется двойная активность преподавателя. Слушателя надо провоцировать и наталкивать на вопросы.
  4. Парадокс, но кажется, что в таком формате и слушатели, и преподаватель устают быстрее. Даже то место, на котором мы сидим во время обучения, устает быстрее.
  5. Некоторые преподаватели жалуются на сложности «диалога с монитором». Оказывается, движения, взмахи рук и повороты тела человека у доски – это тоже обучающий процесс и средство донесения информации. Уже не один и не два моих коллеги заявили, что во время онлайн обучения они предпочитают стоять, а лучше ходить. Тогда, по их мнению, учебная информация приобретает энергетический заряд и большую пробивную способность. А пробиваться приходится через большее число препятствий, чем в очном классе. Сквозь информационный шум на мониторе, сквозь новостную ленту, сквозь пелену внешних раздражителей.

Простой перенос
очного обучения в онлайн формат
— не самая лучшая идея.

Второе: онлайн обучение с участием реального преподавателя с одной стороны экрана и слушателями с другой требует другого сценария обучения. Зачастую более эффективна иная последовательность обучающих активностей. Для максимального эффекта нужны другие техники вовлечения и закрепления знаний. Не совсем очных и не совсем дистанционных.

Третье: если мы говорим об обучении менеджменту, в нашем случае проектному менеджменту, то есть обучении, в результате которого у слушателя должны появиться не только знания, но и навыки, то в курсе должна быть создана среда и ситуация, в которой обучаемый мог бы эти навыки применить. То есть сделать самое главное, изменить свое поведение в определенной управленческой ситуации.

ГК ПП: Можно ли это все совместить? Каким может быть решение?

Онлайн обучение – это отдельный формат. Это не очное обучение через компьютер и не дистанционное обучение в форме видеолекций с тестами. Это совсем другой подход.

Что это означает? Во-первых, роль преподавателя в онлайн обучении.

  1. Преподаватель — это не источник информации, тем более не передатчик информации из книги или даже его собственной головы. Это преобразователь информации в ситуацию, требующую действий. Например, принятия решения, активности по отношению к учебной задаче, вопроса или обращения к другому участнику обучения.
  2. Преподаватель -— это не генератор ответов и подсказок для слушателя. Это стимулятор генерации вопросов у самого слушателя. А после этого – модератор процесса поиска ответа.
  3. Преподаватель — провокатор творческого обучающего спора между слушателями. Говорит мало, слушает много. Комментирует действия обучаемых, а не собственные слова.

Преподаватель — это
преобразователь информации,
стимулятор генерации,
и провокатор спора!

Во-вторых, сам процесс обучения.

  1. Лекционные блоки минимальны. Длительность 5-15 минут не более.
  2. Только интерактивные мини-лекции. Даже микро-лекции. Постоянная дискуссия, вопрос-ответ-обсуждение. Для поддержания такой атмосферы потребуется гораздо больше усилий и умений, чем в классе, когда ты взаимодействуешь лицом к лицу.
  3. Кстати о лицах. Отключение видео у слушателя не рекомендуется. Не вижу лица – не понимаю, что именно этому человеку нужен интеллектуальный толчок или простое вовлечение в процесс.
  4. Отключение микрофонов, конечно же, дает тишину. И убивает интерактивность. Отключил микрофон – отключил стимул задать вопрос или поспорить.
  5. Онлайн группы должны быть небольшие. Минимум 5, максимум 15 человек. 15 включенных микрофонов в 15 помещениях – это уже шумно. 15 человек, дискутирующих онлайн – бардак. Поэтому…
  6. Работаем в мини-группах по 3-4 человека. Для обсуждения, дискуссии или принятия решений расходимся в виртуальные кабинеты.
  7. Геймификация процесса обязательна. Значки, медали, дополнительные «жизни». Отлично себя зарекомендовала техника начисления баллов в ходе всего курса. За активность, за верные ответы, за хорошие вопросы, и…внимание… за неверные ответы и плохие вопросы. За то, что человек вовлечен, за то, что он мыслит. Кстати, всем известно, что самый плохой вопрос — это незаданный вопрос.
  8. К капитанам команд особое отношение. Мы готовим руководителей проекта. РП – это лидер. По нашему опыту, в начале онлайн курса становиться капитаном слушатели не очень хотят. В конце курса капитанам немного завидуют. Капитану достается более мощный учебный и эмоциональный эффект.
  9. Немного удачи не помешает. После середины курса полезно дать возможность набрать баллы в более азартном формате. Казино, викторина с возможностью повысить ставки, скорость решения в обмен на более высокие баллы. Такие игры возвращают в учебный процесс тех, кто набрал мало баллов и немного приуныл. Азарт подстегивает всех.
  10. Больше различных техник. Решение кейса, анализ ситуации, творческий спор, опрос, тест, подготовка эссе, групповая защита, викторина, кроссворд. Иначе слушатель заскучает. Следующий шаг – потеря его внимания.
  11. Правило 20\80 приблизительное, но очень важное. Если 10 минут была мини-лекция, то слушатель должен самостоятельно поработать минимум 40 минут. Каждый инструмент дает свой учебный эффект и, самое главное, помогает выиграть противоборство с возросшим числом отвлекающих факторов и самим хрупким процессом удержания онлайн внимания современного, перегруженного информацией человека.

ГК ПП: Если позволите, я повторю мой вопрос. Итак, УКЦ «Проектная ПРАКТИКА» идет онлайн?

Да. Именно на таких принципах мы переводим наши тренинги в онлайн формат.

Очень удачный эксперимент – это наш новый онлайн тренинг «Управление проектами». Он проводится в объеме 8 и 16 академических часов.

Второй успешный онлайн курс «Управление проектами в соответствии с требованиями IPMA/СОВНЕТ. Подготовка к сертификации». С 2020 года Ассоциация управления проектами СОВНЕТ переводит процесс сертификации в онлайн. Логично было бы пройти подготовку к ней тоже онлайн. Учебный центр «Проектная ПРАКТИКА» готов это предложить. Мы уже подготовили несколько групп наших клиентов, невзирая на бушующий коронавирус.

Интересная творческая задача для наших тренеров — проведение в онлайн формате курса по Microsoft Project для планирования и контроля проектов. Здесь особенно важно соблюдать все те принципы, которые я перечислил в этой статье. Но отзывы слушателей хорошие, они довольны. Значит, мы на верном пути.

ГК ПП: Большое спасибо за интервью и ваше профессиональное мнение.

Написать ответ

Войти с помощью: