#softskills Лекция 3. Проблема коммуникаций в проекте.

Третья из четырех лекций про эмоциональный интеллект от одного из лучших преподавателей Учебного центра.


Лектор: Храпков Игорь Борисович — преподаватель УКЦ «Проектная ПРАКТИКА».

Лекция о проблемах, с которыми сталкивается руководитель проекта, управляя коммуникациями. Поведенческие аспекты эффективного управления проектами.

Ключевые термины: канал коммуникации, коммуникативные барьеры, роль участника, I-специалист, T-специалист.

Существуют четыре основные проблемы:

Первая проблема — это большое число потенциальных каналов коммуникации между участниками проектной деятельности.

В команде с тремя участниками, число канала коммуникации будет равно 3. В команде с пятью, число каналов коммуникации будет равно 10. Если число участников уже дошло до семи, то число потенциальных каналов коммуникации возрасло до 21.
Число каналов коммуникации растет пропорционально квадрату участников проектной деятельности.

1-4 марта
34 ак. часа РКП3. Практикум управления проектами. Поведенческий подход.
Подробнее о курсе

Вторая проблема — это происходящее в самом канале коммуникации.

Информация, которая идет по каналу коммуникации от одного участника к другому, будет теряться. Где она теряется? — На коммуникативных барьерах. Что такое коммуникативные барьеры? — Существуют три коммуникативных барьера:

1. понятийный барьер (люди в каждое слово и в каждый термин иногда вкладывают разные значения). «Иметь не одно значение — значит не иметь ни одного значения; если же у слов нет (определённых) значений, тогда утрачена всякая возможность рассуждать друг с другом, а в действительности и с самим собой, ибо невозможно ничего мыслить, если не мыслить каждый раз что-нибудь одно» — закон тождества, Аристотель.

Чтобы участники понимали друг друга у каждого из них должно быть одно «а». Как преодолеть этот барьер? На организационном уровне — созданием глоссария для каждого серьезного проектного документ. Требование качественно составленного документа следующие: адресат, для которого предназначен этот документ должен с первого прочтения без необходимости «гуглить» и обращаться к большой советской энциклопедии понять, что же изложено в проектном документе.

Здесь же необходимо еще решить проблему, которая возникает на межличностном уровне: руководителю проекта приходится взаимодействует с большим числом предметников.

В крупном масштабном проекте предметность руководителя проекта значительно снижена, он не может быть одновременно и строителем, и энергетиком, и специалистом по маркетингу, и разбираться в системах видеонаблюдения и IT.

Действительно сложные масштабные проекты отличаются междисциплинароностью. В этом случае к участникам проекта должны быть предъявлены особые требования к их специализации. Участники проектной деятельности, и сам руководитель проекта, должен обладать компетенциями не I-специалиста (человек, которые глубоко разбирается в конкретной теме, узкой сфере), а T-специалиста (человек, который кроме предметных знаний, имеет глубокое понимание методологии и практический опыт в управлении проектами). I-специалист vs T-специалист
Работая с предметниками руководитель проекта должен понимать и их методологию, знать некие основы,понимать основные термины предметников.

2. коммуникативный барьер — это барьер средств и способов передачи информациию. Сложную, например, техническую информацию нужно передавать не устно, письменно. Виды коммуникации должны быть сообразно акту и цели коммуникации. В целом, сообразно коммуникативному акту сообразно цели коммуникации.

3. барьер восприятия. Информация субъективна и подчас окрашена эмоциями. Этот барьер преодолевается с помощью обратной связи, уточнений, вопросов.  

Следующая проблема — требования к системе управления коммуникациями, которые должен создать руководитель проекта.

А свою систему управления коммуникациями он должен создать на основе информационных потребностей участников проектной

деятельности. Информационные потребности не осознаются, но определяются через работы, роли и интересы. Для этого следует учесть три аспекта:

1. понимание работ, которые выполняют участники проектной деятельности,

2. роль каждого участника проекта (роль характеризуется ответственность, полномочия, компетентность, функция). Для выполнения проектной роли участнику необходимо информация. Сообразно этой роли и должна быть предоставлена та или иная информация.

3. интересы участников. Не у всех участников проектной деятельности есть роли у некоторых из них просто есть интересы.

Мы обсудили проблемы, которые испытывают участники проектной деятельности.

1-4 марта
34 ак. часа РКП3. Практикум управления проектами. Поведенческий подход.
Подробнее о курсе

Написать ответ

Войти с помощью: