Проектное мышление 2022. Подводим итоги.

Уже 5 лет в конце мая Проектная ПРАКТИКА собирает самую широкую аудиторию обсудить актуальные вопросы управления проектами и развития проектных компетенций. Особое внимание мы уделяем конкретному практическому опыту российского бизнеса и государственных организаций.

В 2022 году Конференция Проектное мышление собрала 1 042 участника, которые присоединились к трансляции в часы проведения и более 1 300 тех, кто посмотрел мероприятие в записи.

Мы выделили 4 темы, каждой из которых был посвящен один их дней:

  • Что нужно знать HR о развитии компетенций и повышении квалификации проектного персонала.
  • Комплексные (компетентностные) проекты развития проектных специалистов, их особенности и опыт реализации.
  • Оценка уровня зрелости организации в проектном управлении.
  • Роль куратора проекта в системе управления проектами российских компаний.


Партнерами Конференции стали Аналитический центр при Правительстве РФ и конкурс «Проектный Олимп», Ассоциация управления проектами СОВНЕТ, Центр оценки и развития проектного управления и Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС.



Проекты – это командный спорт! Рассказали HR о развитии компетенций и повышении квалификации проектного персонала.

Уже 20 лет несколько раз в год мы проводим очные мероприятия для HR, на которых рассказываем им об управлении проектами, учим их говорить на одном языке с проектными менеджерами и руководителями.

В этом году встреча была перенесена в онлайн формат и собрала более 500 человек.

Исполнительный директор Учебного центра Проектной ПРАКТКИ Михаил Дубовик и руководитель направления управления изменениями и анализа бизнес процессов ПАО ГК «Черкизово» Наталья Ильина рассказали о том,

  • почему многим руководителям проектов определенные компетенции нужны в большем объеме, чем функциональным руководителям;
  • как эффективно организовать индивидуальное обучение сотрудников и руководителей управлению проектами;
  • какой опыт есть у российских кампаний в проведении комплексных проектов развития персонала, которые объединяют в себе разные форматы обучения, оценку персонала или ее элементы, создание профилей специалистов и разработку моделей компетенций

Из выступлений коллег, я выделил несколько основных тезисов о развитии компетенций и повышении квалификации проектного персонала.

  1. Недостаточные компетенции руководителей проектов – это одна из ТОП – проблем проектов, даже в крупных проектно-ориентированных организациях;
  2. Практически все проекты кросс-функциональны. В каждом таком проекте должен быть «дирижер» и, возможно, даже не один. Сотрудники разных подразделений должны коммуницировать между собой в рамках конкретного проекта. Обеспечить эту коммуникацию – задача руководителя проекта, при чуткой поддержке куратора.
  3. Обучать нужно не только руководителей проектов, но и бизнес-заказчика. Он не должен «ломать» проект и влезать со своей технологией менеджмента. Нужно доверять руководителю проекта, но при этом он должен понимать все процессы, происходящие в проекте.
  4. В мире есть ориентиры на развитие руководителей проектов. Есть модели проектных компетенций и они открыты. Не нужно «изобретать велосипед», можно просто взять подходящий для себя вариант, тем более что они во многом перекликаются.
  5. Кураторов проектов не только можно, но и нужно учить. И это не столько обучение именно управлению проектами, сколько встраивание кураторов в правильную систему координат. При этом основы проектного управления они всё-таки должны понимать.
  6. Проект – это командный спорт! В этой команде есть разные роли, разные участники и нужно по-разному подходить к их обучению.



Компетентностные проекты развития проектных специалистов – тренд года.

Комплексные проекты развития персонала организации – один из трендов последнего года. Поэтому мы выделили их в отдельную тему Проектного мышления 2022.

Комплексные (компетентностные) проекты включают в себя не только разные форматы обучения (очное, онлайн и\или дистанционное в разных сочетаниях), но также систему оценки, развития, сертификации…  Собственно, сам смысл такого проекта заключается в содержательном, осознанном наборе мероприятий которые позволяют получить дополнительную ценность от их совместного применения.

Экспертами дня выступили Александр Михайлов, портфельный менеджер IT PMO «Норникель», Дмитрий Зайцев, старший менеджер IT PMO «Норникель», Павел Гаращенко, начальник управления проектной деятельности одной из российских ИТ-компаний, входящих в крупный промышленный холдинг и Герман Добродеев, ведущий методолог Центра оценки и развития проектного управления.

На реальных примерах эксперты рассказали о том, какие эффекты можно получить от компетентностного проекта, как непрерывно развивать персонал и как обучением поддержать внедрение проектных подходов.


Мы осуществляем ежегодную оценку проектных компетенций персонала. Она проводится как среди имеющихся сотрудников, так и среди новичков. Однако асессоры не рекомендуют слишком часто проводить оценку сотрудников, чей функционал остается неизменным.

Что касается эффекта оценки и обучения в проектной деятельности, то его нужно оценивать в комплексе. На примере своей компетенции -управление рисками – могу сказать, что за последний год зрелость управления рисками сильно выросла. Проектная команда не совершает одни и те же ошибки и более зрело мыслит. Эффект виден, но нельзя сказать, что это результат 8 часового обучения. Повторюсь, его нужно оценивать в комплексе.



Эффект компетентностного проекта для проектной деятельности может ощущаться «в моменте».

Например, когда мы проводим обучение или другие мероприятия по развитию компетенций мы здесь и сейчас замечаем, что наметилась положительная динамика.

С другой стороны, можно подойти к оценке эффективности с точки зрения косвенного влияния. Рассмотрим пример коллег из «Норникеля». Их система действий и мероприятий по оценке и развитию проектных компетенций реализуется уже не первый год и непрерывно расширяется. Из чего можно сделать вывод, что эффект от такого компетентностного проекта для компании ощутим и значителен.



Оценка уровня зрелости организации в проектном управлении, как способ определить сильные стороны и направление развития.

Оценка уровня зрелости системы управления проектами организации – тема, которой в России занимаются не первый год, но нечасто говорят об этом на публичных мероприятиях.

Такая оценка необходима для понимания текущего уровня компетентности организации, определения сильных сторон и зон развития системы управления проектной деятельностью, трассирования на целевое состояние системы и планирования её развития…

Мы пригласили рассказать об опыте проведения международной сертификации IPMA Delta Александра Товба, президента ассоциации управления проектами Совнет, который подробно рассказал о применении в российской практике международного стандарта IPMA OCB и лежащей в основе этого стандарта модели IPMA Delta®.

Сегодня Россия является безусловным лидером по числу сертификаций IPMA Delta® среди более чем 70 стран-членов IPMA. В числе основных факторов, способствующих такому успеху:

  • систематическая и комплексная работа с крупными заказчиками вплоть до уровня лиц, принимающих решения.
  • стратегические программы развития компетентности организаций (комплексный и системный подход).
  • привлечение квалифицированных партнеров для обучения, созданий систем управления проектной деятельности, аудита и консалтинга
  • качественная и системная подготовка организаций к процедурам сертификационной оценки и асессоров к особенностям сертифицируемой организации.
  • правильная оценка времени проведения сертификации и понимание реального класса компетентности организации.

Анатолий Проценко, директор проектного офиса АО «Русатом Оверсиз», рассказал об опыте прохождения международной сертификации, о том, с какими вызовами столкнулась его организация в процессе подготовки и о том, какие эффекты были достигнуты благодаря прохождению всех процедур асессмента.

В частности, было отмечено, что:

  • на этапе подготовки к сертификации пришлось ускорить многие процессы, связанные с развитием управления проектами в организации, решить отложенные задачи
  • благодаря отчету обратной связи были намечены шаги по дальнейшему развитию системы управления проектами.

В 2018 году АО «Русатом Оверсиз» был вручен сертификат соответствия системы управления проектами III класса компетентности по модели IPMA Delta®, а спустя 3 года присвоен уже IV класс компетентности в области управления проектами, программами, портфелями по этой же модели.

Алексей Агафонов, директор по сопровождению и развитию проектного производства, руководитель Отраслевого центра компетенций ГК Росатом «Инженерное проектирование», Алексей Баринов, директор по управлению ресурсами и производственной эффективностью, АО «Атомэнергопроект», и Вячеслав Чалов, ведущий специалист отдела научно-технического развития АО «Атомэнергопроект» поделились своим опытом прохождения международной сертификации по модели IPMA Delta® и инсайтами о том, что важно не упустить в момент подготовки, а также рассказали об опыте разработки и внедрения информационной системы планирования, нормирования и ресурсного управления Planner.


Модель оценки зрелости, модель оценки компетентности организаций, из какого бы источника она не происходила, позволяет выстроить правильные ориентиры, понять, куда организация хотела бы прийти. Попасть не «куда-нибудь», а именно в ту точку, которую запланировал руководитель проектного офиса или директор по проектному управлению.

Это позволит организации быть более конкурентоспособной и более эффективной. Транслировать эти требования на среду, подрядчиков и партнеров, с которыми организация работает. Такой подход повышает эффективность не только организации и её партнеров, но и экономики нашей страны.



Роль куратора проекта в системе управления проектами российских компаний.

Важность роли куратора проекта в системе управления проектами, особенности этой роли, обучения и оценки ТОП-руководителей стали темой, которая с начала года активно обсуждается в профессиональном сообществе.

Катализатором стали публикация в конце прошлого года первых национальных требований к компетентности кураторов проектов на базе ПМ СТАНДАРТ и старт кампании по профессиональной сертификации кураторов.

В России традиционно высока роль первого лица, поэтому успех проекта зависит от действий Куратора проекта не меньше, а часто и больше, чем от компетентности руководителя проекта и его команды.



Алексей Полковников, управляющий партнер ГК «Проектная ПРАКТИКА», председатель Правления Ассоциации управления проектами СОВНЕТ, рассказал о том, как роль куратора определяется в различных стандартах, функциях Куратора проекта и необходимых ему компетенциях

Павел Алферов, профессор бизнес-практики Московской школы управления СКОЛКОВО, представил требования к куратору национальной модели ПМ СТАНДАРТ и поделился с аудиторией результатами исследования реальной оценки качества вовлечения руководителей высшего звена в проектную деятельность российских организаций.

Екатерина Хитрова, Директор по операционализации стратегии и устойчивому развитию АО «Русатом Автоматизированные системы управления», поделилась практическим опытом вовлечения кураторов в проектную деятельность и наблюдениями о том, в чем заключается задача куратора проекта и какова его роль в проектной организации.

Алексей Частоколов, руководитель проектов ГЭХ Инжиниринг, сертифицированный куратор проекта ПМ СТАНДАРТ, рассказал о том, как сочетаются требования к руководителю проекта и Куратору, а также поделился своим личным опытом сертификации по модели куратора проектов.

Модератором этого выступил Павел Шестопалов, эксперт Аналитического центра при Правительстве РФ, член правления Ассоциации управления проектами «СОВНЕТ».


Кураторов проектов нужно обучать. Без базового понимания принципов проектного управления стать хорошим куратором довольно сложно.

С другой стороны, кураторы довольно высокопоставленные люди, которые изначально обладают административным, волевым ресурсом «большого руководителя». Учить таких людей сложно, но нужно! Иначе мы не сможем решить задачу повышения эффективности проектной деятельности в целом и реализации отдельно взятых проектов.



Проектные сессии (рабочие и стратегические) позволяют быстрее внедрять тот процесс, который на них прорабатывался. Прямо с сессии можно выйти с готовыми решениями и начать их сразу применять.

Уже в процессе подготовки Конференции зарегистрированные слушатели просили нас включить в программу тему, связанную с внедрением и развитием системы управления проектами. Поэтому мы добавили в программу бонусный день, на котором рассказали о таком востребованном и интересном инструменте, как проектные – стратегические и рабочие- сессии.

Екатерина Хитрова, Директор по операционализации стратегии и устойчивому развитию АО «Русатом Автоматизированные системы управления» и Антон Михеев, заместитель руководителя Департамента городского имущества города Москвы рассказали о своем опыте решения оперативных проектных задач через проведение проектных сессий, привлечении руководства и эффектах.

Модератором дня выступила Светлана Романова, директор по работе с коммерческими заказчиками ГК Проектная ПРАКТИКА.


Основываясь на выступлениях коллег я бы хотела выделить следующее:

1. При проведении проектной сессии важна поддержка руководства на самом высоком уровне. Люди должны понимать, что это запрос руководства. Это касается не только проектных сессий, но и внедрения проектного управления в целом. На мой взгляд, воля руководителя является ключевым фактором успеха в этих процессах.

2. Важно, чтобы был кто-то, кто продвигает подготовку, организацию и проведение проектной сессии и того, что происходит после неё.

3. Правильнее задействовать внешних модераторов, а не собственных сотрудников.

4. Проектные сессии (рабочие и стратегические) позволяют быстрее внедрять тот процесс, который на них прорабатывался.

5. Важность проведения предварительного обследования достаточно высока.

6. Прямо с сессии можно выйти с готовыми решениями и крайне важно начать их сразу применять.



Благодарим всех участников и экспертов за насыщенные 5 дней Конференции!

Будем рады вас видеть на наших следующих мероприятиях, в офлайн и онлайн учебных классах, на сертификации, оценке и подготовленных нами в интересах ваших организаций проектных сессиях.

Leave a Reply

Войти с помощью: