Андрей Лякин. Зачем участвовать в конкурсе Проектный Олимп?


Организация задумывается об участии в Проектном Олимпе, когда она хочет развиваться.

Проектный Олимп – это инструмент развития и изучения себя типа «бенчмаркинг», то есть сравнение организации с принятыми  стандартами и с другими участниками. Когда организация перестает «вариться в собственном соку», она хочет выйти наружу и готова посмотреть, что происходит вокруг, как живут другие, какие теоретические инструменты хорошо прижились на практике, а какие нет, что сейчас считается в мире эталоном, и какой уровень развития у самой организации. 

Участие в конкурсе – это стратегический инструмент развития, соответственно, история с участием занимает как минимум два-три года, а не ограничивается только подачей заявки и ожиданием оценки.

Ведущий эксперт Центра компетенций контрольно-надзорной деятельности кафедры финансового менеджмента и финансового права Университета управления Правительства Москвы, эксперт в области систем управления, асессор конкурса Проектный Олимп с 6-летнем стажем.

Как бы вы описали стандартный портрет компании-участника?

Участников очень много, и все они довольно разные. Я бы разделил их на две большие группы — органы исполнительной власти и корпорации.

К первой группе относятся региональные проектные офисы, вокруг которых сформировались центры развития управления. Также это прорывные департаменты/комитеты, готовые внедрять лучшие практики и добиваться результатов. Это и региональные отделения Пенсионного фонда России, которые увидели для себя большую пользу от проведения асессмента, сравнения себя с другими, получения обратной связи.

Вторая группа — это большие компании, их подразделения с по-настоящему высоким уровнем зрелости проектной культуры, которые развивают сопутствующие направления: бережливое управление, клиентоцентричный подход, гибкие подходы.

И все эти организации объединяет одно — амбициозный лидер, который стоит за любой поданной заявкой.

Стоит ли компаниям участвовать в Конкурсе и когда нужно начать об этом задумываться? И что делать, если компания еще не готова участвовать в Конкурсе?

Организация задумывается об участии, когда она хочет развиваться. Когда внутренний запал есть, и проблематика внутри и вокруг организации из острой фазы перешла в рабочую, когда большинство внутренних проблем решены, а силы и амбиции позволяют и толкают развиваться дальше. Вот тогда самое время задуматься об участии в конкурсе. Чтобы решение об участии было более взвешенным, опишу примерный цикл конкурса.

Первый год организация готовится к «Проектному Олимпу», следит за семинарами, участвует в итоговой конференции, знакомится с победителями. В это же время я рекомендую наладить контакты с оргкомитетом конкурса, запросить консультации, пройти обучение.

Нужно посмотреть на свою деятельность через призму критериев номинации, куда хочется подать заявку, и параллельно собирать артефакты: документы, положения, таблицы, ссылки, сканы — все то, что доказывает ту или иную позицию в заявке.

Второй год — кропотливая работа над заявкой.

Если компания еще не готова заявиться на конкурс, то рекомендую для начала принять участие в мероприятиях «Проектного Олимпа» и сделать референс-визиты к победителям.

Третий год – извлечение уроков, исправление ошибок, внедрение подсмотренных практик и – новые заявки.

Как подготовься к Конкурсу, и на что обратить внимание, чтобы вас высоко оценили асессоры. Можно ли договориться с асессорами о высоких оценках?

Самое главное — это полный отчет и проработанные артефакты.

Чтобы асессоры поставили не просто хорошую, а высокую оценку, нужно в чем-то превосходить других, нужна какая-то изюминка: лучшая практика, прорывной проект, что-то новое, что уже принесло пользу. Высокой оценки заслуживает именно результативность, полученная через системность, то есть подтверждение того, что успех не случаен. 

С асессорами договориться невозможно, и за годы практики я с подобным не сталкивался. При этом вся работа на Конкурсе спроектирована так, чтобы убирать личный фактор – на разных этапах конкурса заявку оценивают разные судьи, иногда даже не знакомые между собой, проводится процедура выравнивания оценок, в случае расхождения – привлекаются опытные члены жюри, и под каждый проставленный балл нужно обоснование в виде конкретных артефактов. Т.е. нельзя просто поставить высокую общую оценку какой-то команде – надо обосновать каждый балл, подтвердить его артефактами, и к этому же уровню должны прийти и другие асессоры.

4. Расскажите в чем заключается работа асессора, почему вы ей занимаетесь и чем она вам интересна?

Работа асессора заключается в оценке отчета.

Чтобы компетентно это сделать, нужен мощный фундамент, база из теории и практики.

В «Проектном Олимпе» заняты эксперты высокого уровня с огромным опытом. Они четко понимают, что значит тот или иной критерий, как он доказывается и оценивается. Я асессор в номинациях СУПД, клиентоцентричном и бережливом управлении, соответственно,  должен постоянно подтягивать и совершенствовать свой профессиональный уровень. Поэтому постоянно разбираюсь в новых НПА, версиях стандартов, ищу практики применения, анализируя свой и главное – чужой опыт, общаясь с экспертами в рамках нескольких профессиональных сообществ, принимая участие в федеральных и региональных инициативах.

В «Проектном Олимпе» вижу лучшие образцы управления в широком смысле этого слова. Я встречаю активных, позитивных людей, которые работают на благо страны и делают это на высочайшем профессиональном уровне. Что наполняет меня оптимизмом и укрепляет веру в будущее страны.

Все это заставляет заниматься саморазвитием, обогащает практику и в целом приносит мне истинное удовольствие.

5. Какие тенденции вы наблюдаете, работая асессором и находясь на острие трендов российского проектного управления?

Главное наблюдение – это рост уровня зрелости проектного управления в стране. Те отчеты, которые три года назад претендовали на призовые места, сейчас уже считаются весьма средними.

Также отмечу, что организации со зрелым уровнем управления подаются сразу в несколько номинаций. С такими участниками особенно приятно вести асессмент, потому что получается интереснейшая профессиональная дискуссия.

Во-вторых, большинство региональных проектных офисов выстроили и стандартизировали свою деятельность вокруг темы Нацпроектов. Для них это – и портфель верхнего уровня, и бюджет, и нормативное обеспечение, и информационные инструменты. Это, конечно, правильно, но уже недостаточно для того, чтобы претендовать на высокие оценки. Организации, которые хотят подняться как можно выше, добавляют в зону ответственности к «портфелю нацпроектов» еще и портфель региональных проектов, идут шире и глубже — на муниципальный уровень. И в этом я вижу настоящее развитие проектного управления, не только как отклик на распоряжения сверху, но и как проактивное движение изнутри. Которое, собственно, и заслуживает поощрения в виде высокой оценки.

Также я наблюдаю, как проектное управление расширяется и захватывает другие дисциплины, например, процессное управление, управление рисками, управление изменениями. В результате рождаются очень интересные симбиозы и практики.

Наконец, занял свою нишу Agile. И отсюда вытекает еще один тренд — гибридность. Хороший уровень зрелости управления говорит о том, что организация применяет одновременно процессные подходы, проектные подходы и agile-подходы и делает это системно, оглядываясь на самое главное — вопросы производства и поставки ценностей. Здесь мы выходим на необходимость внедрения принципа клиентоцентричности, потому как решение о ценности принимает только клиент.

Резюмирую вышесказанное, основной тренд – повышение уровня зрелости участников. Заметно, что если поначалу регионы были сосредоточены на внедрении проектного подхода в его классическом понимании, то сейчас мы видим успешное – результативное и эффективное – сочетание гибридных подходов в управлении. К классическому СУПД добавляются Agile-подходы Scrum и Kanban, бережливые практики, всё больший фокус концентрируется на Человеке – населении, бизнесе, госслужащих, внедряется клиентоцентричность как основной принцип проектирования услуг и сервисов.

Отсюда главный вывод: конкурс «Проектный Олимп» успешно реализует свою миссию – способствовать развитию проектного подхода и повышению роста уровня зрелости управления в стране.

Что порекомендуете делать участникам после того, как Конкурс завершился?

Обязательно нужно провести большое мероприятие по подведению итогов, рестроспективу. Собраться и обсудить, почему мы получили такую оценку (причем неважно, высокую или низкую), что мы сделали хорошо, а что можно сделать еще лучше, куда будем двигаться дальше. Участие в «Олимпе» призвано и должно стать импульсом развития.

Вторая важная вещь – нетворкинг, создание и укрепление связей с экспертами, соратниками и единомышленниками. Участие в конкурсе – отличная площадка для знакомства, но дальше связи необходимо развивать и поддерживать самим. Запланируйте, например, визиты по обмену опытом, спланируйте, к кому вы поедете, а кого пригласите к себе. Оформите извлеченные уроки, особенно – лучшие практики, и поделитесь ими с сообществом — это принесет пользу всем. Проведите свои мероприятия, конкурсы, форумы – и зовите коллег!

Третий совет – поставьте себе следующую высокую и амбициозную цель. Достичь вершины трудно, но еще труднее оставаться на ней. Поддержание высокого уровня зрелости базируется на принципах непрерывного совершенствования и вовлечения в процессы развития все большего количества участников.

Желаю удачи и успехов всем участникам, и надеюсь – до скорой встречи на мероприятиях «Проектного Олимпа»!

Мы поговорили с организаторами и асессорами конкурса Проектный ОлимпЭти люди проверили десятки отчетов компаний-участников и лучше всех знают ответ на вопрос – «А зачем участвовать в конкурсе?». Ответы других асессоров читайте в статье.

Leave a Reply

Войти с помощью: