Часть 1. Зачем внедрять систему управления ресурсами в компании

В 2023 году в журнале “Управление проектами и программами” (Журнал издается с 2005 г., учредителями являются НП «Ассоциация управления проектами СОВНЕТ» и Издательский дом Гребенникова) вышла статья Управляющего партнера ГК “Проектная ПРАКТИКА” Михаила Козодаева “Некоторые вопросы управления человеческими ресурсами”.

В статье обсуждаются задачи управления человеческими ресурсами, с которыми чаще всего сталкиваются руководители и участники проектов. А также предложен вариант профилирования организаций для выбора наиболее подходящих инструментов управления ресурсами в проектном менеджменте. Кроме того, приведены реальные кейсы, иллюстрирующие удачные решения в области управления человеческими ресурсами.

В этой записи блога мы представим первую часть статьи. В ней автор отвечает на вопрос: зачем внедрять систему управления ресурсами в компании.

Козодаев Михаил Александрович — к. ф.-м. н., CPD (IPMA-A), PMP (PMI), СРП-1 (ПМ СТАНДАРТ), управляющий партнер ГК «Проектная ПРАКТИКА», доцент НИЯУ МИФИ, участник экспертного совета АНО ЦОРПУ, асессор конкурса «Проектный Олимп» (г. Москва)

Когда говорят об управлении человеческими (трудовыми) ресурсами, то зачастую имеют в виду процедуры, связанные с формированием ресурсных планов и учетом трудозатрат. При этом обсуждается управление ресурсами на уровне отдельного проекта. К сожалению, многие важные вопросы остаются незатронутыми.

Во-первых, управление человеческими ресурсами — область знаний, которая, кроме планирования и учета трудозатрат, подразумевает решение других управленческих задач. Например, согласно модели компетенций ПМ СТАНДАРТ, компетенция Управление ресурсами. включает шесть компонент:

1) формирование команды проекта;

2) оценку ресурсов;

3) определение организационной структуры проекта;

4) развитие команды проекта;

5) управление ресурсами проекта;

6) управление командой проекта.

Подобная картина наблюдается также при анализе соответствующих документов PMI или IPMA Другими словами, тематика «Управление ресурсами» может принести пользу не только в работе с трудозатратами.

Во-вторых, важно не упускать из виду, что работа с календарно-ресурсными планами на детальном уровне зависит от решения вспомогательных обеспечивающих задач. Например, должны быть налажены процедуры, обеспечивающие точность оценки требуемых трудозатрат, обязательность отчетности о трудозатратах, решение ресурсных конфликтов и прочие.

В-третьих, стоящая в области управления ресурсами задача во многом определяет конфигурацию решения: методическое или организационное, а также требуемую функциональность информационной системы. Далеко не всегда решение связано с планированием и учетом потраченного сотрудниками времени на детальном уровне —
иногда стоит рассмотреть альтернативные варианты.

Наконец, специфика организации может определять целесообразность применения тех или иных подходов к управлению ресурсами. В одних случаях могут быть востребованы решения на базе детальной информации о трудозатратах участников проектов, а в других — достаточно понимать, в команды каких проектов включен тот или иной сотрудник.

Почему так много вопросов относительно управления человеческими ресурсами выпадает из поля зрения руководителей? Вероятно, ответ связан с традиционным мнением, что все задачи в области проектной деятельности могут быть решены с помощью некоего IT-инструмента, как с помощью «волшебной таблетки». Задача получения бизнес-пользы фактически замещается задачей внедрения IT-инструмента, а проработка необходимых методических решений остается на поверхностном уровне.

Далеко не всегда стоит рассчитывать исключительно на IT-инструмент. Оставив без внимания отмеченные выше вопросы, мы снизим приживаемость решений по управлению ресурсами.

Однако, возможно, мы справимся с внедрением IT-инструмента, определим и заставим работать важные процедуры, но затратим неимоверные усилия, которые могут превысить итоговую полезность.

1. Зачем внедрять управление ресурсами?
2. Какие инструменты и подходы помогут при внедрении системы управления ресурсами и какие издержки могут сопровождать это внедрение?
3. Какие практики позволяют учесть специфику организации, соблюсти баланс между выгодами от управления ресурсами и соответствующими затратами организации?

Известно, что управление ресурсами в проектной деятельности (ПД) — задача крайне многогранная, она может затрагивать почти все области знаний, связанные с управлением проектами. В связи с этим начинать построение системы управления ресурсами стоит с ответа на вопрос, какую управленческую задачу необходимо решить: каких эффектов добиться и что улучшить в текущей системе управления проектной деятельностью (СУПД).

Вариантов управленческих задач, связанных с трудозатратами, может быть довольно много.

1) команда управления проектом;

2) участники проектов;

3) подразделение / компания.

1. Обеспечить реалистичность календарных планов за счет оценки трудоемкости отдельных задач и учета доступности необходимых ресурсов (точность календарного плана обеспечивает соблюдение требований контрактных обязательств, точность в расчете инвестиционных показателей, снижение издержек работ на стыке и переходе ответственности и пр.).

2. Определить и проконтролировать составляющую бюджета проекта, связанную с трудозатратами участников (точность бюджета трудозатрат может определять экономическую целесообразность проекта, снижать издержки из-за потенциальной нехватки ресурсов).

3. Сократить стоимость реализации проектов за счет контроля релевантности понесенных
трудозатрат стоящим задачам (экономия за счет своевременного выявления отклонений, активного реагирования на превышение трудозатрат сверх нормативной величины; исключение из плана задач, требующих значимых трудозатрат, но не влияющих на планируемый результат).

4. Спрогнозировать пиковые нагрузки — определить пики привлечения персонала в рамках плана мобилизации (своевременное обеспечение решения инфраструктурных / организационных задач, снижение отклонений в проектах и непредвиденных / экстренных затрат и пр.).


1. Понять приоритеты подключения к разным задачам и/или проектам (время специалиста используется оптимальным, с точки зрения компании, образом, а сотрудник находится в зоне комфортной работы: своевременное информирование работника об актуальных задачах с установленными приоритетами, уменьшение числа переходов от одной задачи к другой, авральных работ, учет отпусков и других непроектных задач сотрудника).

2. Повысить объективность премиальной модели за счет ее связи с данными о вкладе сотрудника в реализацию проекта (объективная оценка вклада участника проекта в общий результат, справедливое распределение бонусов — при должных условиях может повысить полезную отдачу от сотрудника).


1. Разработать модель типовой команды, зависящей от параметров проекта, — собрать
статистику по трудозатратам в разрезе ролей, позволяющую по характеристикам проекта определять ролевой состав, рамки трудозатрат команды, а значит, и соответствующую стоимость проекта (формирование оптимальной команды проекта,повышение точности оценок трудозатрат, прогнозирование трудозатрат команды на основе неполных данных).


2. Сформировать базу для нормирования — на основе статистических данных о типовых задачах определять целевое значение требуемых трудозатрат (повышение точности и скорости оценок требуемых трудозатрат, а также получение базы для оценки производительности сотрудников).


3. Обеспечить должный уровень утилизации времени проектного персонала (в части экономики подразделения / компании — не ниже уровня, необходимого для достижения экономических показателей; в части экономики и рисков проектов — не выше уровня, требуемого для снижения риска переработок, ресурсных конфликтов, невыполнения задач в срок из-за человеческого фактора).


4. Балансировать затраты на разные активности — например, между проектами или проектной и операционной деятельностью с учетом стратегии компании (планирование и контроль трудозатрат в разрезе активностей позволяет сформировать оптимальный портфель проектов, сконцентрировать усилия на более приоритетных для компании задачах).


5. Организовать контроль работы сотрудника со стороны работодателя (обеспечение полезного использования времени сотрудника, достижение уверенности в том, что сотрудник не зря получает зарплату).


6. Получить возможность оплаты работ / услуг в объеме, соответствующем реально понесенным исполнителем затратам, — случай реализации сервисной функции (потребитель услуг имеет объективную информацию об их себестоимости, оказывающий услугу имеет возможность обосновать ее стоимость).

7. Сформировать план работы с сотрудниками подразделения / компании — развитие компетенций, наем, увольнение и пр. для удовлетворения запросов проектов / портфеля при соблюдении экономических целей подразделения / компании (снижение затрат на невостребованных специалистов, обеспечение качества работы специалистов, недопущение отклонений в проектах из-за нехватки ресурсов и пр.).


8. Иметь возможность оценивать квалификацию сотрудника и определять его грейд за счет сравнения трудозатрат, необходимых для выполнения схожих операций разными сотрудниками (определение справедливой «стоимости» специалиста).


9. Определить ключевых, наиболее востребованных в проектах сотрудников, в отношении которых стоит предпринимать особые меры — мотивировать, развивать, привлекать к наставничеству, сохранять даже в условиях отсутствия задач (снижение рисков потери ключевых сотрудников, компетенций, знаний в команде).


10. Минимизировать потери при передаче дел в случае отпуска, болезни, увольнения за счет понимания участия сотрудников в каждой из активностей (снижение рисков потери знаний / информации в проекте).


11. Определить области в технологии реализации проектов, требующие улучшения за счет выявления системных отклонений по трудозатратам (получение выгоды от оптимизации производственных процессов получения результатов проектов).

Поэтому, принимая решение о становлении системы управления ресурсами, следует оценивать соотношение выгод и затрат, а также рассматривать оптимизационные решения, позволяющие достигать цели в области ресурсов за счет более простых инструментов / подходов. Ни в коем случае не принижая важность работы с трудозатратами команды на детальном уровне, возможные оптимизационные решения будут сформулированы в четвертом и пятом разделах статьи.

  • Формировать ресурсные планы по проектам и непроектным мероприятиям;
  • Учитывать план, прогноз и факт по ресурсам, назначенным на конкретную роль, в процентах и в часах;
  • Связывать загрузку ресурсов с задачами календарного плана;
  • Распределять загрузку ресурсов в календарном плане автоматически с учетом процента привлечения;
  • Анализировать загрузку и распределение ресурсов по различным активностям.

Заказать демо-доступ ПМ Форсайт

Leave a Reply

Войти с помощью: