Часть 3. Издержки. Баланс выгод и затрат, связанных с управлением ресурсами

В этой записи блога публикуем 3-ью часть статьи Михаила Козодаева про управление ресурсами. В ней автор описывает издержки, баланс выгод и затрат, связанных с управлением ресурсами.

В 2023 году в журнале “Управление проектами и программами” (Журнал издается с 2005 г., учредителями являются НП «Ассоциация управления проектами СОВНЕТ» и Издательский дом Гребенникова) вышла статья Управляющего партнера ГК “Проектная ПРАКТИКА” Михаила Козодаева “Некоторые вопросы управления человеческими ресурсами”.

В статье обсуждаются задачи управления человеческими ресурсами, с которыми чаще всего сталкиваются руководители и участники проектов. А также предложен вариант профилирования организаций для выбора наиболее подходящих инструментов управления ресурсами в проектном менеджменте. Кроме того, приведены реальные кейсы, иллюстрирующие удачные решения в области управления человеческими ресурсами.

Внедряя механизмы планирования и учета трудозатрат, стоит иметь в виду, что, они несут некоторые издержки, к которым надо быть готовыми (табл. 2).

Система управления ресурсами, как и любая система менеджмента, подразумевает определенные накладные расходы, связанные с ее поддержкой. Кроме того, в зависимости от принятых решений в смежных областях, а также от особенностей взаимодействия компании с внешней средой могут возникать издержки, вероятность и значимость которых возрастает с внедрением системы.

Таблица 2. Возможные издержки, связанные с внедрением решений по управлению ресурсами

ИздержкиПояснение
1Необходимость администрирования решения■ Работа с трудозатратами, скорее всего, будет основана на использовании соответствующей информационной системы, с которой будут работать все участники ПД. В ходе такой работы, наверняка, будет появляться множество частных кейсов, требующих реакции менеджмента
■ Для получения целевых эффектов потребуется проведение аналитической работы с первичными данными, которую будет предварять деятельность по обеспечению наличия необходимых данных, их первичная «очистка», формирование требуемых отчетов
■ В компании может появиться новая роль – администратор системы учета рабочего времени. Нанего будут возложены обозначенные выше функции
2Время участников ПД, потраченное на работу в системе учета трудозатрат■ В зависимости от выбранного подхода в области управления ресурсами, дополнительные трудозатраты участников ПД могут составить до 10% от общего времени, затрачиваемого на ПД в компании. Это время на:— планирование, отчетность, приемку трудозатрат в проектах[1];—процессы, связанные с принятием решений о запуске проекта, о формировании портфеля проектов, о ресурсных конфликтах и другие;—необходимую аналитику.Фактически речь идет об увеличении трудозатрат на управленческие процедуры, которые будут уменьшать планируемые эффекты
3Требования трудового законодательстваС введением системы учета рабочего времени и принятием в компании соответствующей процедуры отчетности официально фиксируется отработанное время. При наличии такой системы любое превышение штатной загрузки в рамках дня (даже если в остальные дни сотрудник был не загружен) может приводить к соответствующим трудовому законодательству дополнительным затратам
4Ценообразование в отношениях с заказчиком■ Если проектная деятельность связана с оказанием услуг, оплачиваемых заказчиком пропорционально потраченному времени, то он может запросить объективные данные о фактических трудозатратах исполнителя. При наличии системы учета рабочего времени, позволяющей фиксировать фактические трудозатраты в разрезе задач, исполнитель может потерять гибкость в выставлении счетов на оплату, т.к. должен будет опираться исключительно на данные системы учета рабочего времени. Такие сведения могут считаться абсолютно достоверными, хотя в реальной жизни это может быть не совсем так
■ Гибкость может быть связана с возможностью выставления счетов за работу сотрудников, которые по каким-то причинам не отчитались о своих трудозатратах, с распределением платежей по периодам, потребителям сервиса и пр.
5Дублирование ввода информации в разные информационные системы■ Для решения разных задач в компании одновременно может использоваться несколько систем, например, для проектного управления, включая укрупненное планирование ресурсов, для задач ИТ-проектов (специализированные task-трекеры), для целей бухгалтерского учета и HR-блока. В каждом случае может быть предусмотрена работа с информацией о трудозатратах специалистов компании. В случае отсутствия интеграции от исполнителей может требоваться внесение одних и тех же данных в разные системы
■ Как результат – появление дополнительных непроизводительных затрат, снижение мотивации сотрудников, риск искажения данных из-за человеческого фактора.

[1] Планирование и приемка трудозатрат могут быть связаны с набором организационных решений — от простого утверждения спланированного и «списанного» времени до проверки, согласования, разрешения спорных кейсов и только потом утверждения. Причем в зависимости от компании в этих процедурах может быть задействовано разное число участников. В простом случае — двое (руководитель и участник проекта), в более сложном — дополнительно могут участвовать функциональный руководитель, представитель проектного офиса, руководитель направления в проекте / тим-лид, представитель HR-службы, что существенно повышает сопряженные с процедурой затраты времени.

Баланс выгод и затрат, связанных с управлением ресурсами 

Внедрение решений в области управления ресурсами связано с дополнительными управленческими затратами и расходами на решение смежных задач. Кроме того, несоответствие применяемых подходов решаемым задачам может не позволить получить требуемые эффекты.

В связи с этим встает вопрос о необходимости выдержать баланс затрат, на которые идет компания, и получаемых выгод. Обеспечение такого баланса связано с двумя взаимодополняющими направлениями:

1) отказ от решения задач в области управления ресурсами, которые могут не соответствовать особенностям организации и ее проектной деятельности (табл. 3);

2) выработка оптимизационных решений, позволяющих сократить затраты при сохранении получаемых выгод на приемлемом уровне (см. пятый раздел).

Отдельно стоит отметить, что варианты управленческих решений и инструменты, применяемые в области управления ресурсами, тесно взаимосвязаны на уровнях данных, процедур, алгоритмов управленческих действий. Поэтому использование конкретного инструмента может обеспечить решение сразу нескольких задач, привести к необходимости применения определенной управленческой процедуры, сделать возможным применение другого инструмента и пр.

Таблица 3. Особенности проектной деятельности, препятствующие решению задач в области управления ресурсами

Управленческая задачаСлучаи, когда решение задачи затруднено или лежит за рамками работы с трудозатратами на детальном уровне
Заинтересованность в большей степени со стороны проекта (команды управления проектом)
1Обеспечить реалистичность календарных планов за счет оценки трудоемкости отдельных задач и учета доступности необходимых ресурсов■ Организационные проекты, НИР-проекты, проекты с высоким уровнем уникальности решаемых задач или отсутствующим опытом у команды проекта — не позволяют сделать точные оценки трудоемкости
■ Существенная часть задач проекта решается с привлечением внешних исполнителей — взаимодействие на уровне контрактных обязательств, без «вторжения» в хозяйственную деятельность подрядчика
■ Ресурсная база в компании не является константой, команды проектов формируются каждый раз за счет новых специалистов, о реальной производительности которых нет достоверной информации (аутсорсинговая схема, стартап-проекты)
■ Участники ПД являются специалистами широкого профиля и не решают задачи в рамках узкой специализации — часто является особенностью проектной деятельности в органах власти
■ Утилизация времени специалистов организации в проектной деятельности не очень высока. Люди привлекаются в проекты на нерегулярной основе — сложно собрать статистику. Кроме того, решение о привлечении может приниматься не на основе понимания производительности, а с учетом уникальных компетенций в предметной области (производительность на втором плане)
■ Уровень детализации планирования, полнота понимания границ проекта, реализация проекта с применением гибких подходов могут не позволить спланировать трудозатраты на весь проект, а только на ближайшую перспективу, в случае гибкого подхода — на одну-две итерации
2Определить и проконтролировать составляющую бюджета проекта, связанную с трудозатратами участников■ Определение бюджета трудозатрат то же, что и в п. 1.
■ Прогнозирование бюджета трудозатрат затруднено, если:— предполагается привлечение специалистов с уникальными компетенциями (стоимость привлечения может меняться внепланово);— в проекте часто меняется состав участников — большие непроизводительные затраты из-за выхода / входа специалиста в проект и из-за потерь информации
3Сократить стоимость реализации проектов за счет контроля релевантности понесенных трудозатрат стоящим задачам■ То же, что и в п.1
■ Практика вхождения в проект без согласованных требований, имеющих должный уровень детализации, или практика корректировки требований в ходе реализации проекта без пересмотра бюджета проекта
■ Проекты, в которых ничтожная часть экономических эффектов связана с эффективностью работы людей — изменение бюджета трудозатрат в два-три раза существенно не повлияет на общий экономический эффект
4Спрогнозировать пиковые нагрузки — определить пики привлечения персонала в рамках плана мобилизацииЯвных ограничений нет
Заинтересованность в большей степени участников проектов
5Понимать приоритеты подключения к разным задачам и/или проектамНе все виды активностей сотрудника учитываются в системе учета трудозатрат
6Повысить объективность премиальной модели за счет ее связи с данными о вкладе сотрудника в реализацию проектаЯвных ограничений нет
Заинтересованность в большей степени со стороны подразделения/компании
7Разработать модель типовой команды, зависящей от параметров проектаПроекты существенно отличаются друг от друга, сложно определить единый технологический жизненный цикл
8Сформировать базу для нормирования — на основе статистических данных о типовых задачах определять целевое значение требуемых трудозатратТо же, что и в п. 1
9Обеспечить должный уровень утилизации времени проектного персонала■ То же, что и в п. 1
■ Планирование загрузки сотрудника осуществляется разными заинтересованными сторонами без согласования через «одно окно»
10Балансировать затраты на разную активную деятельность, например, между проектами, проектной и операционной деятельностью с учетом стратегии компанииПланирование загрузки сотрудника осуществляется разными заинтересованными сторонами без согласования через «одно окно»
11Организовать контроль работы сотрудника со стороны работодателя■ Не все виды активностей сотрудника учитываются в системе учета трудозатрат
■ Планирование загрузки сотрудника осуществляется разными заинтересованными сторонами без согласования через «одно окно»
12Получить возможность оплаты работ / услуг в объеме, привязанном к реально понесенным исполнителем затратам, — случай реализации сервисной функцииСтруктура услуг не позволяет оценить ожидаемую трудоемкость единичной услуги
13Сформировать план работы с сотрудниками подразделения / компании — развитие компетенций, наем, увольнение и пр. для удовлетворения запросов проектов / портфеля при соблюдении экономических целей подразделения / компанииМожет быть не актуально, если на уровне компании или со стороны головной организации установлены ограничения, лимиты на финансирование обучения, расширения штата и пр
14Иметь возможность оценивать квалификацию сотрудника и определять его грейд за счет сравнения трудозатрат, необходимых для выполнения схожих операций, разными сотрудникамиТо же, что и в п. 1
15Определить ключевых, наиболее востребованных в проектах сотрудников, в отношении которых стоит предпринимать особые меры — мотивация, развитие, привлечение к наставничеству, сохранение даже в условиях отсутствия задач и прочиеЯвных ограничений нет
16Минимизировать потери при передаче дел в случае отпуска, болезни, увольнения за счет понимания участия сотрудников в каждой  активностиСущественная часть задач проекта решается с привлечением внешних исполнителей — взаимодействие на уровне контрактных обязательств без «вторжения» в хозяйственную деятельность подрядчика
17Определить точки в технологии реализации проектов, требующие улучшения за счет выявления системных отклонений по трудозатратамПроекты существенно отличаются друг от друга, сложно определить единый технологический жизненный цикл

Если компании присущи особенности, отмеченные в табл. 3, то решение задач, связанных с управлением ресурсами на детальном уровне имеет ограничения. Таким компаниям следует больше внимания уделять альтернативным решениям, желательно, позволяющим получить аналогичные эффекты. 

Отмеченные в табл. 3 случаи можно условно разделить на две группы особенностей компании, связанных со спецификой предметной области (первая группа) и с корпоративной культурой и внутренними правилами (вторая группа).

Особенности первой группы слабо поддаются изменению, поэтому могут составлять устойчивый ресурсный профиль, определяющий предпочтительные подходы к управлению ресурсами. 

Особенности второй группы могут корректироваться менеджментом и отличаться в компаниях, работающих в одной предметной области. Такие особенности следует рассматривать дополняющими первую группу, хотя и не определяющими выбор подходов к управлению ресурсами.

Приведем особенности проектной деятельности компании, определяющие ресурсный профиль (первая группа).

■ высокая уникальность решаемых задач;

■ существенное отличие проектов друг от друга (сложно определить единый технологический жизненный цикл);

■ гибкие подходы к управлению (ограниченный горизонт детального планирования), не полностью определенные границы проектов;

■ вхождение в проект без согласованных требований, практика корректировки требований в ходе реализации проекта;

■ трудоемкость проекта в малой степени определяет бюджет затрат проекта.

■ имеют небольшой опыт;

■ внешние исполнители решают значимую часть проектных задач (взаимодействие через контрактные обязательства, без «вторжения» в хозяйственную деятельность подрядчика);

■ команды проектов формируются каждый раз из новых специалистов — ресурсная база не является константой;

■ участники проектов часто меняются — команда проекта нестабильна;

■ участники проектной деятельности — специалисты широкого профиля или с уникальными компетенциями;

■ люди привлекаются в проекты на нерегулярной основе — загрузка специалистов в проектной деятельности невысока.

Далее приведем особенности проектной деятельности компании, дополняющие ресурсный профиль (вторая группа):

■ не все виды активностей сотрудника учитываются в системе учета трудозатрат;

■ планирование загрузки сотрудника осуществляется разными заинтересованными сторонами без согласования через «одно окно»;

■ структура услуг не позволяет оценить ожидаемую трудоемкость единичной услуги;

■ «сверху» установлены ограничения, лимиты на финансирование обучения, расширения штата и прочие. 

Для компаний, ресурсный профиль которых в существенной степени описывается приведенными выше особенностями, могут быть актуальны альтернативные решения в области управления ресурсами — подходы, позволяющие решить управленческие задачи без использования инструментов, предполагающих работу с трудозатратами на детальном уровне.

Присмотреться к таким альтернативным решениям могут не только компании, обозначенные выше, но и те, которые ищут пути оптимизации соотношения затрат на управление и получаемых эффектов. Зачастую, выбрав правильные инструменты / подходы, можно, незначительно снизив требования к получаемым эффектам, существенно сократить соответствующие управленческие затраты. В контексте данной работы под альтернативными решениями понимаются те, которые позволяют оптимизировать управленческие затраты и не опираются на работу с трудозатратами участников проектов на детальном уровне. 

Заказать демо-доступ ПМ Форсайт


Leave a Reply

Войти с помощью: