
Основой для этого бизнес-кейса стал проект создания гибридного курса «Эффективный запуск проекта» для учебно-консультационного центра ГК «Проектная ПРАКТИКА» и курса «Эффективный старт проекта». Проект был завершен осенью 2024 года и занял 3 месяца.
Первая коммерческая группа начала обучение в ноябре 2024 года, а сам курс на момент написания кейса зарекомендовал себя, успешно набирается и читается на регулярной основе.
Введение
Современные образовательные программы сталкиваются с вызовами: как обеспечить вовлеченность слушателей, предоставить персонализированный подход к обучению и при этом эффективно использовать внутренние ресурсы.
Ответом на эти вызовы вполне может стать использование искусственного интеллекта (ИИ). Этот кейс рассказывает о внедрении инструментов ИИ в курс «Эффективный запуск проекта» Учебно-консультационного центра «Проектная ПРАКТИКА». Мы покажем, как генеративный ИИ стал не просто инструментом, а полноценным участником образовательного процесса, раскрывая бизнес, финансовые и человеческо-ресурсные аспекты проекта.
Цели проекта
Учебно-консультационный центр Проектной ПРАКТИКИ уже более 30 лет читает курсы по разным аспектам проектного управления. Курсы представлены в очном, дистанционном и онлайн формате. С 2022 года появился и т.н. гибридный формат, который объединяет очное\онлайн и дистанционное обучение с элементами самостоятельной работы слушателей над задачами, которые разбирались по ходу обучения и нужны для закрепления материала и\или большей приближенности к конкретным проектам тех, кто проходит обучение.
Гибридный формат достаточно гибкий, но у него есть определенные ограничения. Причем для обеих сторон процесса.
Учебному центру существенно сложнее администрировать гибридный процесс подготовки и мотивировать слушателей заниматься, а слушателю – не отвлекаться и фокусироваться на цели занятий, которые распределены по времени и требуют самостоятельной работы.
Т.о. и цели, которые были поставлены заказчиком, тоже формулировались для обеих сторон.
Для слушателей курса:
- Повысить вовлеченность в процесс обучения;
- Повысить доступность обучения за счет круглосуточной поддержки;
- Сократить время и усилия на поиск дополнительной информации и повторение материала;
- Изменить подход к выполнению домашних заданий за счет автоматической проверки и рекомендаций.
Для учебного центра:
- Оптимально планировать загрузку бизнес-тренеров в том числе на т.н. гибридных курсах, которые совмещают в себе очный, онлайн и дистанционный формат;
- Увеличить удовлетворенность слушателей курсом;
- Оптимизировать затраты на обучение без снижения качества;
- Привлечь новые группы клиентов благодаря инновационному подходу;
Описание внедрения
1. Разработка и интеграция ИИ-решений
Задача для ИИ состояла из 2-х частей:
- Организовать базу знаний по теме курса и доступ к ней для слушателей;
- Организовать загрузку и проверку заданий слушателей, и оценку их по критериям, на которые обучен ИИ-помощник.
Было принято решение решать эти задачи отдельно и создать 2 нейропомощника, которые для пользователя (слушателя курса) выглядели бы, как единый ИИ-инструмент:
- Нейропомощник-консультант – хранитель информации и дополнительных материалов курса, который отвечает на вопросы слушателей и предоставляет дополнительные материалы;
- Нейропомощник проверки домашних заданий – для оценки заданий по заданным критериям, выдачи рекомендации и эмоциональной поддержки слушателей.
Оба инструмента создавались на платформе ПРИИСК, что позволило быстро развернуть решение, настроить его под задачи курса и получить шаблоны для дальнейшего масштабирования на другие курсы учебного центра.
Использование платформы ПРИИСК также позволило с самого начала подключить к обучению нейропомощников бизнес-тренера, который лучше всего ориентировался в наполнении курса и критериях оценки результатов работы слушателей.

«Для простоты восприятия мы говорим слушателями, что в курс интегрирован нейропомощник, которого мы назвали Алекс.
За время подготовки курса мы настолько привыкли к имени Алекс, что сами теперь иначе его и не называем. А сам Алекс теперь полноценный член команды учебного центра».
Дарья Бурлаева, методолог и координатор курса «Эффективны запуск проекта», УКЦ «Проектная ПРАКТИКА»
2. Наполнение базы знаний
Для создания нейропомощника-консультанта использовали уже существующий шаблон т.н. «нейропомощника по базе знаний». Поэтому работы проводились в основном с данными для обучения и настройками ИИ-помощника в интерфейсе платформы.
Процесс разработки нейропомощника включал:
- Систематизацию материалов курса, отбор материалов для обучения;
- Разделение данных на смысловые блоки («чанки»;
- Загрузку в формате txt для оптимальной работы ИИ;
- Тестирование нейропомощника на достоверность и адекватность ответов, дообучение;
- Настройку элементов интерфейса: приветствий, ответов на нецелевые вопросы, саджесты (кнопки с типовыми вопросами) и пр.

«Базу знаний было наполнять на удивление несложно. Скорее интересно. При наполнении базы знаний важны два элемента: Содержательный. Какими именно методическими материалами наполнить базу? Оформительский. Просто любые документы для работы не подойдут, тут нужен определенный формат. И, считаю, что обе задачи мы успешно решили.». Дарья Бурлаева, методолог и координатор курса «Эффективны запуск проекта», УКЦ «Проектная ПРАКТИКА» |
3. Обучение ИИ проверке домашних заданий
Курс состоял из 6 блоков, по каждому из которых слушатель должен был выполнить домашнее задание. Критерии проверки для каждого из заданий были свои.
Т.о. необходимо было обеспечить загрузку заданий и их проверку в привязке к модулю.
Что для этого было сделано:
- Разработаны четкие критерии оценки для каждого из 6 заданий курса.
- Проведено тестирование с разными типами студентов: «ленивый», «пытливый» и «старательный»;
- Добавлены элементы «человечности»: похвала, мотивация и советы;
- ИИ-помощник был обучен распознавать, к какому ммодуулю относится задание, и оценке его по соответствующим критериям;
- Проведено обширное тестирование процесса оценки с сравнением результатов с оценкой «вручную» несколькими тренерами. По итогам проверки нейропомощник был дообучен.

«При проверке заданий особую важность приобретают критерии, на которые Алекс должен опираться. Разработка этих критериев – задача методологов. Мы этим активно занимались. Мне также было важно, чтобы Алекс не просто ставил оценку и давал рекомендации по улучшению, но и проявлял «эмпатию». Поэтому параллельно я учила его хвалить и вдохновлять слушателей. Над тем, в каком виде Алекс выдает рекомендации, нам тоже пришлось потрудиться, и тут есть еще нерешенные задачи. Визуализация результатов играет важную роль в восприятии информации слушателями.». Дарья Бурлаева, методолог и координатор курса «Эффективны запуск проекта», УКЦ «Проектная ПРАКТИКА» |
4. Тестирование и улучшение
Созданный инструмент необходимо было тщательно проверить перед запуском курса в продажу. Для этого было организовано обучение нескольких фокус-групп, в состав которых входили люди разного уровня технической подготовки и опыта работы с ИИ-инструментами, а также с разным опытом в проектном управлении.
По итогам обучения фокус-групп и на основе полученной обратной были внесены изменения в настройки и базы знаний нейропомощников, например, проведена корректировка форматов файлов для проверки, добавлены материалы для более «человечных» ответов и пр.

«У нас было несколько фокус-групп из числа добровольцев, которые первыми прикоснулись к функционалу Алекса и закидывали его вопросами. На стороне Алекса однозначно преимущество в скорости оценки и быстроте выдачи результатов. Обычно результат слушатель получает меньше, чем через минуту после отправки задания. «Ручная» проверка и фиксация рекомендаций займет в разы больше времени. Я тестировала задания с таким подходом: я оцениваю работу от своего лица и условно ставлю ей 30 баллов из 100. Далее направляю работу Алексу и сверяюсь с его оценкой и комментариями. Критических разногласий у нас с ним не было». Дарья Бурлаева, методолог и координатор курса «Эффективны запуск проекта», УКЦ «Проектная ПРАКТИКА» |
Результаты
Общая продолжительность работ составила около 3-х месяцев. И уже сейчас можно сказать, что проект себя окупает.
1. Вовлеченность слушателей
- Увеличение активности: благодаря круглосуточной поддержке ИИ, слушатели стали чаще задавать вопросы и вовремя выполнять задания;
- Положительные отзывы: 92% слушателей первых 3-х групп отметили, что помощь нейропомощника сделала обучение удобнее. Отдельно была отмечена возможность многократной проверки домашних заданий и рекомендации по их улучшению, которые позволили слушателям дорабатывать их перед сдачей.
2. Оптимизация затрат
- Оптимизация нагрузки на тренеров: до 50% времени тренеров освободилось за счет автоматической проверки заданий и обработки запросов слушателей. Также получилось решить задачу распределения времени тренера, т.к. во время длинного гибридного курса стало возможным ставить в расписание учебного центра другие курсы.
- Сокращение сроков обратной связи: рекомендации по заданиям теперь выдаются за менее чем 1 минуту.
- Активный контроль вовлеченности слушателей в обучение: на основе статистики взаимодействия слушателей с нейропомощниками стало ввозможно оперативно отслеживать их прогресс: насколько быстро продвигаются, занимаются ли на регулярной основе или требуется напоминание и\или помощь, насколько хорошо усвоен материал модуля…
3. Повышение качества обучения
- Более точная и оперативная проверка домашних заданий.
- Устранение ошибок благодаря многократному тестированию ИИ.
4. Финансовая эффективность
- Оптимизация оплаты труда тренеров и методологов за счет автоматизации и передачи части нагрузки на тренера ИИ, которая позволила сотрудникам учебного центра тратить меньше рабочих часов на поддержку курса.
- Увеличение числа слушателей: благодаря уникальной подаче курса и использованию современных инструментов. В течение месяца после запуска курса были набраны первые 3 группы и отмечен устойчивый интерес к курсу и постоянный поток заявок на него.
Человеческо-ресурсный аспект
Ключевым элементом успеха проекта стала работа методологов. Они не только обучали ИИ, но и придавали ему «человеческие черты». Алекс стал инструментом, который хвалит, поддерживает и вдохновляет.
ИИ создает комфортную атмосферу обучения:
- Напоминает о дедлайнах;
- Подбадривает при выполнении заданий;
- Предоставляет круглосуточную помощь, независимо от часового пояса.

«Моё мнение – искусственный интеллект не сможет полностью заменить тренера. И не должен. И не нужно. Искусственный интеллект – у нас это Алекс – помощник тренера, его правая рука. Он проинформирует слушателей о предстоящих мероприятиях, напомнит про необходимость сдачи задания, ответит на вопросы, когда тренер спит или только собирается на работу утром, а слушатель как раз учится (у нас есть слушатели из разных часовых поясов и просто с другим ритмом жизни). Алекс проверит задание и даст рекомендации, укажет направление для дальнейшего улучшения. С тренером же можно обсудить сложные ситуации из конкретных предметных областей, обратиться к его экспертному опыту, провести ретроспективу.». Дарья Бурлаева, методолог и координатор курса «Эффективны запуск проекта», УКЦ «Проектная ПРАКТИКА» |
Работа команды
Проект потребовал тесного взаимодействия разработчиков, методологов, тренеров и маркетологов. Это улучшило внутренние процессы и повысило эффективность работы команды.
Выводы и рекомендации
Почему ИИ – это не просто инструмент, а конкурентное преимущество?
- Автоматизация рутинных задач повышает качество работы сотрудников;
- Круглосуточная доступность ИИ улучшает удовлетворенность клиентов.
Как оценить готовность к внедрению ИИ?
- Проведите аудит учебных процессов: какие задачи можно автоматизировать?
- Выберите платформу, поддерживающую LLM (мы, конечно, рекомендуем ПРИИСК).
Что важно учитывать?
- Качество данных для обучения ИИ;
- Постоянное тестирование и улучшение решений;
- Человеческий фактор: ИИ – это помощник, а не замена тренера.
Некоторые выводы по использованию нейропомощников:
- ИИ для разных бизнес-задач – это не так страшно и сложно, как может показаться на старте. Работа по наполнению знаниями такого инструмента требует терпения и внимания к деталям, но вполне посильна;
- Нейропомощник вполне может стать и обязательно станет полноправным членом вашей команды;
- Важно продуманно относиться к той информации, которую вы используете для обучения нейропомощника;
- LLM – это про тексты и данные. Больше данных – лучше результат. Но надо уметь измерять и контролировать качество работы полученного ИИ-инструмента;
- Использование готовых решений, как основы для ИИ-решения, может позволить избежать разработки (в нашем кейсе для курса были использованы типовые нейропомощники, которых обучили на нужной области знаний) и делает механику работы более простой для пользователей и методологов.
Заключение
Внедрение ИИ в пробный курс учебного центра Проектной ПРАКТИКИ показало, что искусственный интеллект способен не только повысить эффективность учебного процесса, но и стать «правой рукой» тренеров и методологов. Было принято решение распространить опыт и на другие гибридные курсы, а потом продолжить эту работу для очного и онлайн форматов. Работы планируется выполнять полностью своими силами, не привлекая команду ПРИИСК, на основе созданных в рамках проекта шаблонов.
Ну а сам рассмотренный кейс – доказательство того, что будущее образования уже наступило.
Внедрение ИИ открывает новые горизонты как для образовательных учреждений, так и для бизнеса.
Готовы сделать шаг в будущее и внедрить ИИ в ваши образовательные процессы? Свяжитесь с нами, чтобы обсудить детали и запустить ваш проект!
Немного рекламы и полезные ссылки

Нейропомощник Алекс был создан на основе платформы ПРИИСК.
Российская nocode платформа ПРИИСК (разработчик – компания «Адаптивные технологии развития») ускоряет и удешевляет разработку, внедрение, дообучение и эксплуатацию решений с искусственным интеллектом.
Платформа ПРИИСК позволяет разворачивать у себя готовых нейропомощников или самостоятельно создавать новых и модернизировать существующих. Решение разворачивается как в облаке, так и в контуре организации.
ГК «Проеткная ПРАКТИКА» в том числе активно использует эту платформу для нейропомощников, встроенных в новые версии информационных систем управления проектами ПМ ФОРСАЙТ и АСУ-Инвест.
Подробнее

Успех любого мероприятия закладывается в его начале. Неэффективно, неграмотно проведенная начальная фаза проекта может стать проблемой в ходе его реализации и завершения.
Курс «Эффективный старт проекта» подробно рассматривает все этапы инициации проекта и дает возможность отработать их на собственных проектах.
Курс представляет собой сбалансированный микс дистанционного обучения, самостоятельной работы с домашними заданиями, работы с ИИ-инструментами (нейропомощниками)
и живого общения с тренером:
• 6 пошаговых онлайн-модулей,
• 6 практических заданий, связанных с вашими реальными проектами,
• 3 вебинара с опытным тренером,
• Обратная связь
Встроенные в курс нейропомощники на основе генеративного искусственного интеллекта предназначены для того, чтобы вы могли учиться в удобном режиме и при этом всегда иметь под рукой консультанта, который поможет, подскажет, ответит на вопросы и даст дополнительную информацию по теме.
Больше информации о курсе