Практика, интерактив, геймификация и гибридные форматы

ГК «Проектная ПРАКТИКА» проанализировала изменения в обучении проектному управлению за полтора года пандемии.

Пандемия внесла серьезные коррективы в обучение не только детей, но и взрослых. Казалось бы, очное обучение сначала сошло на нет. По крайней мере несколько месяцев отчеты говорили именно об этом. Но потом постепенно вернулось в расписание. Особо жесткую проверку на прочность прошли цифровые форматы – дистанционное и онлайн-обучение. Люди смогли попробовать разные подходы к обучению, сравнить их между собой.

Онлайн, очно или дистанционно…
Какой формат обучения выбрать и в чем специфика каждого.
Читать
Как год ограничений повлиял на форматы обучения и чего
ждать дальше.
Смотреть видео

1. Цифровые форматы были недооценены

В 2019 году, до пандемии, доля компаний, проводящих обучение только в онлайне, было крайне невелика, всего 4%. Основная масса оцифровывала малую часть своих курсов, делая упор на другие форматы обучения. Весной 2020 года ситуация кардинально изменилась. В связи с локдауном компании постарались быстро перевести свои программы в онлайн. К концу года осталось всего 2% компаний, которые вообще не использовали обучение в «цифре». Эта тенденция сохраняется и сейчас.

2. Содержание программ нужно ориентировать на практику. Еще больше.

За полтора года сильно изменилось соотношение теории и практики. В очередной раз. Мы долгое время держали это соотношение на уровне 40/60. По нашему опыту, в онлайн-формате этого недостаточно. За 40 минут лекции внимание аудитории можно потерять полностью. Стало ясно, что преподавателю нужно постоянно «прикасаться» к слушателю.

Мы изменили систему: 10-20 минут лекции, 30-60 минут практики. Ввели систему баллов и бонусов за активное участие в процессе обучения. Мы выбираем капитанов команд и распределяем в командах роли. Как в настоящем проекте. Основные выводы просты: обучение должно быть однозначно ориентированным на практику, причем такую практику, с которой слушатель столкнется в ближайшем проекте, желательно с ближайшие 2-3 недели.

Плюс постоянный интерактив и геймификация. Эфир и чат должны «разрываться» от многочисленных ответов на вопросы тренера. Комнаты для командной работы – «гореть» от споров и обсуждений. Слава богу, современные ИТ-инструменты дают для этого все возможности.

3. Смешанное обучение набирает популярность

В 2021 году, со снятием многих ограничений, появилась возможность разнообразить учебный процесс очными программами. К тому моменту все форматы уже были опробованы и хорошо изучены. Появились идеи, как можно было бы их совместить. Например, теорию оставить на самообучение в дистанционном курсе, а обучение в классе целиком посвятить разбору кейсов. Явно наметилась тенденция к использованию гибридного формата, когда гармонично смешиваются в той или иной пропорции все форматы обучения.

4. Обучение в самостоятельном темпе требует контроля

Набирает обороты и формат self-paced-learning, предполагающий обучение в собственном ритме. Наш опыт адаптации программ онлайн-обучения заставил нас критически посмотреть на эту тенденцию. Мы поняли, что абсолютно самостоятельный темп обучения позволять нельзя. До финала никто не дойдет. В буквальном смысле никто.

По статистике до конца курса добираются 4% слушателей, начавших курс. Но и эту статистику нужно критично осмысливать. 4% слушателей дошли до последней страницы, слайда или задания курса. Прочитали они ее до конца или нет? Большой вопрос. По нашему мнению, обязательно должны быть контрольные точки, когда слушатель понимает, что должен сделать какие-то шаги, чтобы не выпасть из графика или из программы. Что его могут отчислить за невыполнение определенных заданий. Это очень сильно дисциплинирует. А между модулями можно продолжать учиться в своем режиме и темпе.

«Пандемия заставила рынок во многом переоценить прежние установки обучения, заставила трансформироваться. Раньше дистанционный формат часто вызывал довольно резкую реакцию. Как резко позитивную, так и, частенько, резко негативную. Теперь мы по-другому смотрим на эти вещи. Похоже, мы выходим на «плато продуктивности» согласно «Hipe-кривой» Гартнера.
Это просто разные форматы, каждый со своими преимуществами и недостатками. Какой лучше – решает слушатель. Наша задача – каким бы ни был формат, обеспечить максимально полезный контент и возможность использовать его на практике», — Михаил Дубовик, управляющий партнер и исполнительный директор Учебно-консультационного центра «Проектная ПРАКТИКА»

Написать ответ

Войти с помощью: