Компетентность и компетенции. Часть 2

Что понимается под широко и часто используемыми терминами «компетенция» и «компетентность»?

Под словом «компетенция» понимаются знания, умения и опыт в определенной сфере, требуемые от участника проектной деятельности и необходимые для эффективного выполнения участником своих функций.

В существующих стандартах термин «компетентность» определяется по-разному:

  1. Стандарт ICB 3.0 – «продемонстрированные способности к применению знаний и / или навыков и личностные качества».
  2. Американский стандарт Project Manager Competency Development Framework – «совокупность знаний, отношений, навыков и других личностных характеристик, которая затрагивает основную часть работы проектной роли, коррелирует с выполнением должностных обязанностей, может быть измерена против общепринятых стандартов, и может быть улучшена посредством обучения и развития».
  3. Британский стандарт APM Competence Framework – «ожидаемые или демонстрируемые результаты, которые достигаются в результате применения сочетания знаний, личных отношений, навыков и опыта в определенной функции».
  4. Международная инициатива GAPPS, разработавшая серию стандартов, касающихся ролей Руководителя проекта и Руководителя программы проектов – «быть достаточно квалифицированным для выполнения поставленной задачи или замещения определенной позиции – проектной роли».

Если проанализировать эти определения, можно зафиксировать разницу в определении понятий:

  • «компетенции» – это требования к знаниям, навыкам, качествам проектной роли,
  • «компетентность» же – это продемонстрированные (определенные оценкой или фактическими результатами проекта) способности применять собственные знания и навыки для выполнения функций проектной роли.

Ключевые компетенции 

В таблице ниже сгруппированы все профессиональные (т.е.относящиеся к управлению проектами, например, «управление сроками», и встречающиеся в стандартах более 3 раз) и поведенческие (т.е. относящиеся к личным качествам сотрудника, исполняющего проектную роль, встречающиеся более 2-х раз)компетенции.

Частота появления компетенций в стандартах

НАЗВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ЧАСТОТА ПОЯВЛЕНИЯ В СТАНДАРТАХ
Профессиональные компетенции
Мониторинг и контроль проекта

Интеграция и Управление содержанием

Управление заинтересованными лицами

Управление человеческими ресурсами

Управление коммуникациями

Планирование проекта

Закрытие проекта

Управление стоимостью

Управление закупками

Инициация проекта

Управление сроками

Управление изменениями

Управление качеством

Управление рисками

15

13

10

8

7

6

6

5

5

4

3

3

3

3

Поведенческие компетенции
Эффективность

Лидерство

Обучение и развитие

Переговоры

Профессионализм

Управление конфликтами

Этика

5

4

2

2

2

2

2

Существующие стандарты в области проектных компетенций требуют от руководителя проекта умения контролировать состояние проекта (т.е. обладать актуальной, полной и непротиворечивой информацией о ходе реализации проекта, проблемных зонах, потенциальных рисках и возможностях, а также о ключевых параметрах проекта – сроках, стоимости и выполнении содержания), а также умения взаимодействовать с людьми, вовлеченными в проект, или имеющих влияние на него.

Поведенческие компетенции стандартны для любого управленца, и здесь мировые стандарты подтверждают эту тенденцию, выделяя эффективность и лидерство как главенствующие компетенции.

Часть 1. Стандарты в области проектных компетенций. 

Часть 3. Стандарты в области компетенций руководителей проектов

Часть 4. Стандарты в области компетенций участников проектной деятельности 

Часть 5. Прочие стандарты и практики в области управления проектами

Авторы статьи:
Кирилл Дмитриев

Заместитель руководителя направления Консалтинг, Сертифицированный профессонал в области управления проектами PMP (PMI), Сертифицированный управляющий проектом (категория B в системе сертификации IPMA)

Антон Филимонов

Старший консультант, Young Crew SOVNET Член правления молодежной ассоциации управления проектами Young Crew Russia

Источник: http://www.sovnet.ru/

Leave a Reply

Войти с помощью: