Что понимается под широко и часто используемыми терминами «компетенция» и «компетентность»?
Под словом «компетенция» понимаются знания, умения и опыт в определенной сфере, требуемые от участника проектной деятельности и необходимые для эффективного выполнения участником своих функций.
В существующих стандартах термин «компетентность» определяется по-разному:
- Стандарт ICB 3.0 – «продемонстрированные способности к применению знаний и / или навыков и личностные качества».
- Американский стандарт Project Manager Competency Development Framework – «совокупность знаний, отношений, навыков и других личностных характеристик, которая затрагивает основную часть работы проектной роли, коррелирует с выполнением должностных обязанностей, может быть измерена против общепринятых стандартов, и может быть улучшена посредством обучения и развития».
- Британский стандарт APM Competence Framework – «ожидаемые или демонстрируемые результаты, которые достигаются в результате применения сочетания знаний, личных отношений, навыков и опыта в определенной функции».
- Международная инициатива GAPPS, разработавшая серию стандартов, касающихся ролей Руководителя проекта и Руководителя программы проектов – «быть достаточно квалифицированным для выполнения поставленной задачи или замещения определенной позиции – проектной роли».
Если проанализировать эти определения, можно зафиксировать разницу в определении понятий:
- «компетенции» – это требования к знаниям, навыкам, качествам проектной роли,
- «компетентность» же – это продемонстрированные (определенные оценкой или фактическими результатами проекта) способности применять собственные знания и навыки для выполнения функций проектной роли.
Ключевые компетенции
В таблице ниже сгруппированы все профессиональные (т.е.относящиеся к управлению проектами, например, «управление сроками», и встречающиеся в стандартах более 3 раз) и поведенческие (т.е. относящиеся к личным качествам сотрудника, исполняющего проектную роль, встречающиеся более 2-х раз)компетенции.
Частота появления компетенций в стандартах
НАЗВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ | ЧАСТОТА ПОЯВЛЕНИЯ В СТАНДАРТАХ |
Профессиональные компетенции | |
Мониторинг и контроль проекта
Интеграция и Управление содержанием Управление заинтересованными лицами Управление человеческими ресурсами Управление коммуникациями Планирование проекта Закрытие проекта Управление стоимостью Управление закупками Инициация проекта Управление сроками Управление изменениями Управление качеством Управление рисками |
15
13 10 8 7 6 6 5 5 4 3 3 3 3 |
Поведенческие компетенции | |
Эффективность
Лидерство Обучение и развитие Переговоры Профессионализм Управление конфликтами Этика |
5
4 2 2 2 2 2 |
Существующие стандарты в области проектных компетенций требуют от руководителя проекта умения контролировать состояние проекта (т.е. обладать актуальной, полной и непротиворечивой информацией о ходе реализации проекта, проблемных зонах, потенциальных рисках и возможностях, а также о ключевых параметрах проекта – сроках, стоимости и выполнении содержания), а также умения взаимодействовать с людьми, вовлеченными в проект, или имеющих влияние на него.
Поведенческие компетенции стандартны для любого управленца, и здесь мировые стандарты подтверждают эту тенденцию, выделяя эффективность и лидерство как главенствующие компетенции.
Часть 1. Стандарты в области проектных компетенций.
Часть 3. Стандарты в области компетенций руководителей проектов
Часть 4. Стандарты в области компетенций участников проектной деятельности
Часть 5. Прочие стандарты и практики в области управления проектами
Авторы статьи:
Кирилл Дмитриев
Заместитель руководителя направления Консалтинг, Сертифицированный профессонал в области управления проектами PMP (PMI), Сертифицированный управляющий проектом (категория B в системе сертификации IPMA)
Антон Филимонов
Старший консультант, Young Crew SOVNET Член правления молодежной ассоциации управления проектами Young Crew Russia
Источник: http://www.sovnet.ru/