Стандарты в области компетенций руководителей проектов. Часть 3

Стандарты в области компетенций Руководителя проекта содержат в себе информацию, применимую для роли «Руководитель проекта» – требования к уровням компетентности, системам оценки компетентности для выделенной проектной роли.

Международная инициатива GAPPS Performance Based Competency Standards for Global Level 1 and 2 Project Managers

Global Alliance for Project Performance Standards (GAPPS) — Международное объединение по разработке Стандартов управления проектами — организация, объединившая множество волонтеров из разных стран, созданная в 2006 году. Организация занимается разработкой квалификационных стандартов для проектных менеджеров (Global Performance Based Standards for Project Managers).

В настоящее время действующей версией данного стандарта является версия 1.7а, выпущенная в октябре 2007 года. Данный Стандарт определяет два уровня компетентности:

  • Global Level 1 (GL1) — «Руководитель проектов»
  • Global Level 2 (GL2) — «Руководитель проектов высокой сложности»

Данные уровни соответствуют разным уровням сложности реализованных проектов, по результатам одного из которых и производится оценка компетентности руководителя проектов.

Сложность проекта оценивается с использованием метода CIFTER (Сrawford-Ishikura factor table for evaluating roles) – метода оценки факторов сложности управления проектом по 4-х бальной шкале.

Основная часть указанного выше стандарта GAPPS — это подробное описание шести областей компетенции (units), соответствующих определенным областям профессиональной деятельности руководителя проекта. Каждая область компетенций содержит от трех до шести элементов (elements), определяющих ключевые требования к работе и описывающих, что именно должно делаться менеджером в данной области. Каждому элементу компетенции стандарт сопоставляет несколько критериев выполнения (performance criteria), подтверждение реализации каждого из которых представляет собой необходимое условие сертификации руководителя проекта.

Сертификация GAPPS предполагает представление соискателем одного из реализованных им проектов. Менеджер должен собрать и предоставить документальные подтверждения того, что каждый из критериев выполнения был реализован в ходе управления представленным проектом. Именно портфель таких свидетельств и является основным материалом, с которым работают асессоры GAPPS, оценивая уровень компетентности соискателя.

Австралийский институт управления проектами AIPM CPPP – Certified Project Practitioner / CPPM – Certified Practicing Project Manager

Стандарт определяет восемь компетенций для сертифицированного Специалиста по управлению проектами, а для сертифицированного Руководителя проекта – девять.

Отличия проявляются на уровне элементов компетенции (для руководителя проектов элементов становится больше), индикаторов выполнения и в объеме знаний, необходимом для успешного выполнения функций указанных ролей (специалист по управлению проектами обладает меньшим объемом знаний по сравнению с руководителем проекта).

Американский институт управления проектами PMI PMCDF – Project manager competency development framework

Project Management Institute — это старейшая некоммерческая профессиональная ассоциация, основанная в США в 1969 году и объединяющая в своих рядах свыше 285 тыс. специалистов в области управления проектами из более чем 170 стран мира.

PMI занимается разработкой стандартов в различных областях управления проектами. Стандарты сгруппированы в рамках библиотеки стандартов по управлению проектами в три категории:

  • Базовые стандарты
  • Практические, рамочные стандарты
  • Расширения к стандартам PMI

Стандарт Project Management Competency Development Framework (PMCDF) относится к категории практических, рамочных стандартов.

Согласно стандарту PMCDF, компетенции менеджера проекта имеют следующую структуру (см. таблицу ниже):

Структура компетенций руководителя проекта

Знания по управлению проектами Практика применения знаний для управления проектами Персональные компетенции (Поведенческие + Контекстуальные)
Компетенции по девяти областям знаний проектного управления Компетенции по пяти группам процессов выполнения проекта Персональные компетенции (например, коммуникативность и т.д.)
Детально не описываются стандартом, требования к элементам устанавливает PMP Examination Specification 30 элементов компетенций 

Доказательства владения элементом

Критерии выполнения каждого элемента

25 элементов компетенций 

Доказательства владения элементом

Критерии выполнения каждого элемента

Стандарт PMCDF не устанавливает требования к знаниям по управлению проектами, а ссылается на PMP Examination Specification.

Данный документ описывает требования к уровню владения знаниями в области управления проектами, описанными в стандарте PMBOK 4th (Project Management Body of Knowledge 4th). Это знания по процессам из девяти областей знаний и пяти групп процессов управления проектом.

Требования структурированы в пять доменов, повторяющих группы процессов управления проектом (инициация, планирование, выполнение, мониторинг и контроль и закрытие проекта). В каждом домене содержится от 6 до 12 задач (tasks), от выполнения которых зависит итоговый процент владения знаниями стандарта PMBOK 4th и решение о присвоении статуса PMP – Project Management Professional.

ГОСТ 53892 – 2010 «Руководство по оценке компетентности менеджеров проектов»

Стандарт гармонизован со стандартом GPBSPMP (Global Performance Based Standards for Global Level 1 and 2 Project Managers – Рамочным Стандартом практической компетентности проектных менеджеров категорий GL1 и GL2, разработанным международной инициативой GAPPS).

ГОСТ 53892-2010 предназначен для проведения оценки компетентности менеджеров проектов и является основополагающим документом для применения различными государственными и негосударственными предприятиями, в том числе научными институтами, профессиональными ассоциациями и правительственными организациями.

Структура стандарта полностью повторяет стандарт GAPPS GPBS GL1/GL2. Стоит лишь сказать, что ГОСТ устанавливает пороговые уровни профессионального соответствия, т.е. подтверждения способности выполнять функции роли «Руководитель проекта» в соответствии с установленными требованиями, приемлемыми в конкретной ситуации (в зависимости от сложности проекта).

Часть 1. Стандарты в области проектных компетенций. 

Часть 2. Компетентность и компетенции.

 

Часть 4. Стандарты в области компетенций участников проектной деятельности 

Часть 5. Прочие стандарты и практики в области управления проектами

Авторы статьи:
Кирилл Дмитриев

Заместитель руководителя направления Консалтинг, Сертифицированный профессонал в области управления проектами PMP (PMI), Сертифицированный управляющий проектом (категория B в системе сертификации IPMA)

Антон Филимонов

Старший консультант, Young Crew SOVNET Член правления молодежной ассоциации управления проектами Young Crew Russia

Источник: http://www.sovnet.ru/

Написать ответ

Войти с помощью: