Стандарты в области проектных компетенций остальных участников (стандарты общего применения) содержат в себе информацию по основам профессиональных знаний, требованиям к уровням компетентности, системам оценки компетентности специалистов по управлению проектами.
Стандарты можно применять для оценки специалиста, назначаемого на любую из проектных ролей, выделяемую в рамках проектной деятельности компании, а также они могут применяться для разработки моделей компетенций в компаниях, заинтересованных в непрерывном улучшении качества проектной деятельности и эффективности работы корпоративной системы управления проектами в целом.
Международная ассоциация по управлению проектами IPMA ICB 3.0 (Российская ассоциация по управлению проектами СОВНЕТ НТК 3.0, Российский представитель IPMA)
International Project Management Association (IPMA) была основана в 1965 году в Цюрихе как некоммерческая профессиональная ассоциация. В настоящее время IPMA объединяет 50 национальных ассоциаций по управлению проектами со всех континентов. Россия в IPMA представлена национальной ассоциацией управления проектами СОВНЕТ.
Основным стандартом IPMA по управлению проектами является ICB – IPMA Competence Baseline 3.0, описывающий требования к компетенциям, необходимым менеджерам проектов и членам проектных команд для управления проектами, программами и портфелем проектов.
Для оценки компетенций используется четырехуровневая система сертификации IPMA (модель 4-L-C):
- уровень А — Сертифицированный директор проектов;
- уровень B — Сертифицированный старший менеджер проектов;
- уровень С — Сертифицированный менеджер проектов;
- уровень D — Сертифицированный специалист по управлению проектами.
В третьем издании стандарта ICB 3.0 было выделено 46 элементов компетенций по управлению проектами, программами и портфелями проектов, все они были разделены на три группы:
- технические,
- поведенческие
- контекстуальные.
В России СОВНЕТ разработал соответствующий стандарт для сертификации российских специалистов — «Основы профессиональных знаний и Национальные требования к компетентности специалистов по управлению проектами» (НТК).
В июне 2010 года вышло последнее издание стандарта НТК Версия 3.0, который выделяет 55 элементов компетенций по управлению проектами, программами и портфелями проектов по четырем группам компетенций (см. Рисунок «Глаз компетенций» НТК 3.0):
- Объекты управления и контекстуальная компетентность;
- Субъекты управления и поведенческая компетентность;
- Процессы управления и техническая компетентность;
- Общая (базовая) компетентность.
Международная инициатива GAPPS: Performance Based Competency Standards for Program Managers
В 2010 году GAPPS разработала и представила стандарт — A Framework for Performance Based Competency Standards for Program Managers («Стандарт оценки практической компетентности менеджеров программ»).
Основная часть стандарта GAPPS — это подробное описание восьми областей компетенции (units), соответствующих определенным областям профессиональной деятельности руководителя программы проектов.
Стандарт разделяет руководителей программ на шесть групп в зависимости от сложности программы, контекста ее выполнения и тех эффектов, на получение которых, она в конечном итоге направлена. К каждой группе предъявляются соответствующие требования по уровню владения компетенциями, а сами компетенции делятся на ключевые (для роли руководителя программы) и дополнительные (см. таблицу)
Таблица: «Компетенции руководителя программы»
Каждая компетенция содержит от двух до шести элементов компетенции, которые оцениваются критериями выполнения (Performance Criteria).
Австралийский институт управления проектами AIPM CPPD – Certified Practiсing Project Director
Австралийский институт управления проектами AIPM (Australian Institute of Project Management) – профессиональная организация, занимающаяся исследованиями и разработкой стандартов по управлению проектами на территории Австралии.
AIPM входит в состав IPMA с 2009 года, а также имеет согласованную с IPMA модель сертификации специалистов в области управления проектами, состоящую из трех уровней:
- CPPP – Certified Practiсing Project Practitioner (Сертифицированный специалист по управлению проектами);
- CPPM – Certified Practiсing Project Manager (Сертифицированный Руководитель проекта);
- CPPD – Certified Practicing Project Director (Сертифицированный Директор проектов).
Стандарт по уровню CPPD (высший уровень компетентности) определяет девять ключевых компетенций Директора проектов, в состав каждой компетенции входят четыре элемента компетенции, которые детализируются с помощью критериев выполнения каждого элемента.
Также, для каждой компетенции, стандарт определяет набор индикаторов выполнения, объем знаний и навыков, требуемых для демонстрации компетенции и доказательную базу (конкретные документы, заполненные оцениваемым сотрудником), подтверждающую наличие компетенции и выполнения предъявляемых требований.
APM – Association for Project Management (Великобритания)
Association for Project Management (APM) — это Ассоциация по управлению проектами Соединенного Королевства, которая является самой крупной в Европе независимой национальной организацией в области управления проектами.
В состав Ассоциации входят более 19 700 индивидуальных и 500 корпоративных членов из Соединенного Королевства и других стран Европы.
Основным стандартом APM является The APM Body of Knowledge. Стандарт описывает 52 области знания, которые необходимы для успешного управления проектами.
Дополнением к данному стандарту является The APM Competence Framework (2008) — структура компетенций APM, которое является руководством для ранжирования и оценки индивидуальных компетенций.
The APM Competence Framework согласована с ICB v3.0 IPMA и выделяет те же самые три группы компетенций — технические, поведенческие и контекстуальные, но отличный (от ICB v3.0 / НТК v3.0) состав и количество элементов компетентности:
- Технические элементы компетентности: 30 элементов;
- Поведенческие элементы компетентности: 9 элементов;
- Контекстуальные элементы компетентности: 8 элементов;
В основе групп компетенций, согласно стандарту, лежат пять ключевых концепций (5 Key concepts), относящихся к окружению проекта. К этим концепциям относится:
- Управление проектами (Project Management);
- Управление программами (Programs management);
- Управление портфелями проектов (Portfolio management);
- Контекст проекта (Project context);
- Офис управления проектом (Project Office);
Группы компетенций и ключевые концепции образуют модель – «Колесо компетенций» (The wheel of competence), которая заложена в основу стандарта (см. рисунок)
APM Competence Framework использует такую же четырехуровневую модель, что и IPMA для сертификации специалистов по управлению проектами:
- Директор проектов (Project Director – APM Level A);
- Старший менеджер проектов (Senior Project Manager – APM Level B);
- Менеджер проектов (Project Manager – APM Level C);
- Специалист по управлению проектами (Project Management Associate – APM Level D).
Часть 1. Стандарты в области проектных компетенций.
Часть 2. Компетентность и компетенции.
Часть 3. Стандарты в области компетенций руководителей проектов
Часть 4. Стандарты в области компетенций участников проектной деятельности
Часть 5. Прочие стандарты и практики в области управления проектами
Авторы статьи:
Кирилл Дмитриев
Заместитель руководителя направления Консалтинг, Сертифицированный профессонал в области управления проектами PMP (PMI), Сертифицированный управляющий проектом (категория B в системе сертификации IPMA)
Антон Филимонов
Старший консультант, Young Crew SOVNET Член правления молодежной ассоциации управления проектами Young Crew Russia
Источник: http://www.sovnet.ru